ОТЧЕТ работы кружка «Валеологии и физиологии » за 2018 учебный год»

На 2018 учебный год был запланирован план работы, кружа «Валеологии и физиологии», утвержденный деканом факультета.

Основными направлениями кружка являются:

1. Физиология – «Физиология желез внутренней секреции», Физиология анализаторов», « Роль жирорастворимых и водорастворимых витаминов в организме» «Влияние темперамента на обучаемость студентов» и др.

2. Валеология _» Техносфера и и здоровье», «Грипп и его последствия» и др.

Работа кружков всегда начиналась с организационного заседания, на котором обсуждались темы, формы проведения.

За период с января по май месяцы (первое полугодие 2018 г) на заседаниях кружка было запланировано проведение четырех заседаний, но фактически заслушано три темы. Ергалиев А. С. не представил соответствующую документацию по проведению заседания.

Темы кружка в основном имеют практическую, познавательную и зачастую исследовательскую направленность. Так, например, при рассмотрении темы техносфера и здоровье, студенты приняли к сведению, что техносфера может оказывать на здоровье человека отрицательное влияние за счет излучения, вследствие которого развивается лучевая болезнь. Выяснили периоды и степени лучевой болезни.

Майское заседание кружка было посвящено роли витаминов. Выяснено. Что витамины – это биологически активные вещества. Они участвуют росте и развитии, особенного молодого организма, являются коферментами многих биохимических реакций и т.д. Руководитель темы Койшекенова Ж.А.

Октябрьское заседание кружка было проведено Ихласовой Ж.М. Тема имеет научно познавательное направление, так как вопросы мышления - как и почему еще не полностью исследованы.

На ноябрьском заседании кружка была рассмотрена тема «Гигиена анализаторов». Руководитель темы Курмекеш А.Д. . совместно со студентами раскрыла проблему заболеваний органов зрения и указал профилактические меры.

Ноябрьский кружок был проведен Габдуловым Б.Г. со студентами на тему: «Темперамент типтерi». При заслушивании докладов студенты познакомились о роли высшей нервной деятельности в жизни человека и о роли ученых в этой области, их открытий.

На заседании декабрьского кружка студенты рассмотрели значение желез внутренний секреции и их участие в обмене веществ. Заседание кружка было проведено доцентом Усиевым Е.Т.

Все работы участников оформлены рисунками и презентациями или наглядностями.

Отрадно отметить, что на всех заседания, кроме основного докладчика, принимали активное участие и остальные частники кружка. Они задавали вопросы, а иногда и констатировали новые данные по тому или иному вопросу.

В заключении констатирую, что вместо запланированных девяти заседаний проведено семь. Ергалиев А.С. не оформил протокол заседания, а Газизова Л. Н не провела заседание кружка в связи с увольнением.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1 вопрос. Понятие о пищеварительной системе

Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.

Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.

Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.

Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:

· протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;

· амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;

· липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.

Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.

Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышен­ные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступле­ние азота в организм превышает его выведение.

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:

• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)

• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).

Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:

· выход резервных питательных веществ;

· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;

· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.

Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.

Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

2. вопрос . Особенности пищеварения в процессе развития детей и подростков

В процессе развития детей и подростков существенно меняется активность содержащихся в желудочном соке ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, створаживающего белки молока. Его активность резко возрастает к концу 1-го года, у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. В связи с низкой кислотной способностью желудочного сока фермент пепсин у новорожденных детей способен расщеплять лишь белки, входящие в состав молока. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике.

Порция грудного молока задерживается в желудке после кормления 2 – 3 часа, питательная смесь с коровьим молоком - 3 - 4 часа. Увеличение в пище количества белков и жиров замедляет ее эвакуацию до 4,5 - 6,5 часа.

Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 6-8 лет. Масса железы 2 - 4 г, к концу 1-го года достигает 10 - 12 г , к 4 мес. масса удваивается, к 8 годам утраивается, у взрослых 60 - 115 г. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное).

Печень новорожденного относительно велика, около 4-5,5% массы тела (у взpoслых 2 - 3 %). При рождении равна в среднем 135 г, к концу первого - началу второго года жизни она удваивается, к 3 годам утраивается, в возрасте 14-15 лет, в период полового созревания, наблюдается особенно сильный рост печени, ее масса увеличивается до 1300 г. У детей морфологически еще не вполне созрели клетки печени, в связи с чем функция ее несовершенна. При заболеваниях ее клетки легко погибают, что приводит к нарушению обменных процессов, барьерной функции печени. Это в значительной мере осложняет течение кишечных заболеваний у детей.

Желчный пузырь вначале имеет веретенообразною форму, в возрасте 13 лет становится круглым, а у взрослых приобретает грушеобразную форму. У новорожденного его длина равна 3 см, у взрослого 10 см. Емкость желчного пузыря увеличивается с 3 мл примерно до 35 мл в зрелом возрасте. У новорожденного желчный пузырь мал; емкость его у ребенка 3-х мес. около 3 мл, к концу года 8 - 9 мл (у взрослых 50 - 65 мл). Желчеобразование у новорожденных происходит весьма интенсивно: на 1 кг массы тела желчи выделяется в 4 раза больше, чем у взрослых. В желчи детей концентрация желчных кислот, солей, холестерина ниже, а муцина и пигментов - выше, чем в желчи у взрослых. Нередко это служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме. Регуляция желчеобразования осуществляется в основном гуморальным путем, выделение желчи в двенадцатиперстную кишку регулируется нервными и гуморальными механизмами, как у взрослых.

Тонкая кишка новорожденного имеет длину 1,2 – 2,8 м; в 2-3 года -2,8м. К середине периода второго детства её длина равна длине кишки взрослого человека 5-6м. Отношение длины тонкого кишечника к длине тела у детей больше, чем у взрослых: у новорожденных - в 6,3, в возрасте 12 лет в 6,6, у взрослых – в 5,4 раза. Наиболее интенсивный рост тонкой кишки наблюдается в возрасте от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет. В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок.

Двенадцатипёрстная кишка у новорожденных имеет кольцевидную форму, у взрослых -V-образную, складчатую или неправильную форму.

Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой кишке детей меньше, чем у взрослых. Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

В тонкой кишке осуществляется полостное, мембранное и внут­риклеточное пищеварение. Соотношение между ними в раннем постнатальном онтогенезе претерпевает характерные изменения. Слизистая оболочка тонкой кишки новорожденных обладает высокой ферментативной активностью и обеспечивает высокую интенсивность мембранного пищеваре­ния. Существенное значение имеет и внутриклеточное пищеваре­ние. Эти виды пищеварения у детей обеспечивают гидролиз в ус­ловиях еще несформировавшегося полостного пищеварения. У дeтeй раннего возраста кишечное пищеварение осуществляется на боль­шей части тонкой кишки. С возрастом в связи с развитием полост­ного пищеварения основной пищеварительный процесс заверша­ется в начальной трети тонкой кишки.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка проходит за 12-30 ч, апри искусственном вскармливании – за более длительное время.

Толстая кишка у новорожденных детей и взрослого равна приблизительно длине тела. Просвет кишки увеличивается вплоть до 21 года. Слепая кишка опускается в малый таз обычно только в пубертатном периоде. В возрасте 12 - 14 лет топографическое расположение органов пищеварения такое же, как у взрослых. Жировая ткань откладывается в сальнике только после окончания пубертатного периода.

В толстой кишке происходит формирование кала еще во время внутриутробного развития. Первородный кал, или меконий, образуется вследствие выделения какого-то количества пищеварительных соков и слущивания эпителия. Меконий выделяется в первые часы после рождения, он темного цвета и не имеет запаха. В течение последующих 2-3 дней меконий исчезает и появляется кал, состоящий из непереваренных остатков пищи. В первые месяцы жизни дефекация происходит непроизвольно в связи с каждым кормлением 5 - 7 раз в сутки. Затем становится реже, в возрасте 1 года 1 - 2 раза в сутки. К этому времени дефекация становится произвольным актом. При смешанном и искусственном вскармливании акты дефекации более редкие.

Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом, который затем заселяется микроорганизмами, их вид и количество стабилизируются в каждом отделе пищеварительного тракта. Количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника завершается к школьному возрасту, когда по ocнoвным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого человека.

Развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания.