Перечень образовательных программ в рамках специальности «5В011200-Химия»

Перечень образовательных программ в рамках специальности «5В011200-Химия» устанавливается Советом высшего учебного заведения.

Перечень квалификаций и должностей

Выпускник бакалавриата получает академическую степень «бакалавр образования» по специальности «5В011200-Химия». Выпускники бакалавриата по специальности «5В011200-Химия» могут занимать должности в соответствии с ГК РК 01-99 Классификатором занятий, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №22 от 16 октября 1999г. (с изменением №1, утвержденным приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2005 №473) и могут занимать следующие должности:

учитель химии, лаборант, инженер, младший научный сотрудник, административный работник, завуч, директор, руководитель кружка и др. в учебно-воспитательных учреждениях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, внешкольных учреждениях и организациях дополнительного образования и воспитания. Выпускник бакалавриата специальности «5В011200-Химия» в процессе обучения может также приобрести дополнительную квалификацию учителя биологии, физики или экологии (перечень дополнительных специализаций определяется возможностями вуза), выбрав соответствующий перечень дисциплин специализации из компонента по выбору, который предлагается каждым вузом в индивидуальном порядке.

Квалификация и должность определяется в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты от 22.11.2002г., № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности «5В011200-Химия»

Выпускник, получивший данную квалификацию, имеет право вести обучение и воспитание обучающихся по предметам данной специальности, способствуя формированию общей культуры личности и освоению профессиональных образовательных программ, используя разнообразные приемы и методы обучения, соответствующие общегосударственным требованиям образовательного стандарта.

Сфера профессиональной деятельности.

Сферой профессиональной деятельности бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются: образование, производство, научно-исследовательские учреждения педагогического профиля, проектная, производственно-управленческая и организационно-технологическая деятельность в отраслевых организациях.

Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются средние школы, лицеи, гимназии, колледжи и т.д., а также научно-исследовательские учреждения и лаборатории профильных дисциплин, государственные управленческие организации и т.п.

Предметы профессиональной деятельности.

Предметами профессиональной деятельности бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются: химия в образовательном процессе, науке и производстве, учебно-воспитательный процесс в учебно-воспитательных учреждениях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, а также внешкольных учреждениях и организациях дополнительного образования и воспитания.

Виды профессиональной деятельности.

Бакалавры по специальности «5В011200-Химия» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая), работа в качестве учителя химии, а также смежных дисциплин, изучаемых по программе блока дисциплин по выбору, в различных учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии, колледжи и т.д.);

- научно-исследовательская: выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных научных и научно-производственных учреждениях (химия, биохимия, молекулярная биология и т.д.);

- проектная: выполнение общих и специализированных разработок в проектных и конструкторских организациях (экология, технология химическое производство и т.д.);

- производственно-управленческая деятельность в государственных структурах различного уровня (отделы образования, акиматы, лаборатории химико-биологического направления);

- организационно-технологическая деятельность на производствах химико-биологического и экологического профиля (СЭС, производства по переработке сельскохозяйственного и минерального сырья и т.д.).

Функции профессиональной деятельности.

В профессиональную деятельность выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» входят следующие функции: педагогическая, воспитательная, исследовательская, управленческая, организационно-технологическая.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

К типовым задачам профессиональной деятельности выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» относятся:

- умение применять на практике полученные знания в области профессиональных и социально-гуманитарных дисциплин;

- осуществлять педагогическую, научную, производственную и управленческую деятельность на высоком уровне в соответствии с современными требованиями;

- совершенствовать и развивать свой профессиональный уровень.

Направления профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» реализуется в следующих направлениях: воспитание и формирование всесторонне развитой личности, совершенствование знаний в области химии, организация учебного процесса на современном научном уровне, осуществление научных исследований и производственной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая): работать преподавателями химии в средних общеобразовательных и специализированных школах, колледжах, лицеях, гимназиях;

- научно-исследовательская: работать в научно-исследовательских организациях (институтах, лабораториях) химического, экологического, металлургического, фармацевтического, биохимического профиля;

- организационно-технологическая: работать в учреждениях химической, металлургической, нефтехимической, фармацевтической промышленности, производственных лабораториях аналитической, экологической, таможенной, санитарно-эпидемиологической, сертификационной служб;

- производственно-управленческая: руководить отделами и лабораториями перечисленного выше профиля, работать методистами в отделах народного образования.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности «5В011200-Химия»:

Выпускник бакалавриата должен

иметь представление:

- в области гуманитарных и социально-экономических наук;

- о современном состоянии науки и техники в мире и в РК;

- о новых педагогических технологиях за рубежом и в РК;

- о принципах дистанционного обучения;

- о влиянии глобализации на уровень образования членов общества;

знать:

- о содержании нормативно-правовой базы системы образования Республики Казахстан (законов, концепций, международных соглашений, стандартов, инструкций, правил и т.д.);

- требования обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии;

- структуру и содержание школьного химического образования (обязательная и профильная подготовка по химии);

- требования к уровню подготовки выпускников в учебно-воспитательных организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования и среднего профессионального образования (по каждому профилю);

- системы и критерии оценок при различных образовательных технологиях, применяемых в данной организации образования;

- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности систему знаний по предметам, включенных в циклы общеобразовательных дисциплин, базовых дисциплин и профилирующих дисциплин;

- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности неорганическую химию, аналитическую химию, органическую химию, физическую химию, коллоидную химию, химию высокомолекулярных соединений, химическую технологию, химическую физику;

- права и обязанности учащихся и учителя химии (или других занимаемых должностей);

- правила техники безопасности при работе в кабинетах химии и методы оказания первой помощи при несчастных случаях;

- структуры систем научно-педагогической информации РК и развитых зарубежных государств;

- основы общей и практической психологии и педагогики;

- местонахождения полезных ископаемых на территории РК;

- важнейшие металлургические и химические производства, расположенные на территории РК и их основные продукции;

- основные этапы развития химии;

- вклад выдающихся ученых мира и РК в развитие химии;

уметь:

- объяснять основные понятия, законы и теории химии;

- вести лабораторные и практические занятия по химии;

- ставить демонстрационные опыты по химии и их прокомментировать;

- решать задачи по химии, предусмотренные школьной программой;

- решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета химии;

- использовать в практической деятельности основные достижения методики обучения химии;

- применять современные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе, в том числе, информационные;

- поурочно планировать весь учебный материал и результаты обучения;

- вести поиск научно-технической и научно-педагогической информации на традиционных носителях и с помощью глобальной сети Интернет;

- реализовать политику государства в области образования;

- мотивировать учащихся на самопознание, самообразование, самовоспитание и саморазвитие в течение всей жизни;

иметь навыки:

- работы со средствами обучения химии;

- работы с учебным оборудованием и техническими средствами, имеющееся в школьном кабинете химии, включая мультимедийные системы;

- работы на компьютере с помощью современных программных продуктов; быть компетентным: в области неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химической технологии, химической физики, катализ по специальности «5В011200-Химия»:

- обладают основными знаниями психолого-педагогического профиля и способны использовать их в современных учебных заведениях, выполняя должность учителя-предметника в основной и профильной ступенях общеобразовательной школы РК с одновременным выполнением ответственности за работу химического кабинета и химической лаборатории;

- способны руководствоваться в своей деятельности основополагающими государственными документами и нормативно-правовыми актами РК по управлению, организации и контролю учебным процессом в средних школах страны;

- обладают всеми главными профессиональными качествами, предъявляемыми для работы в качестве учителя общеобразовательных школ РК, отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны работодателей;

- владеют основными химическими законами, закономерностями и теориями, а также современными технологиями для объяснения и использования в реальных химических процессах, встречающихся в учебном процессе;

- применяют экспериментальные расчетные методы для решения различных практико-ориентированных заданий научно-лабораторного и учебного характера;

- профессионально используют химические знания для безопасного обращения с химическими веществами в лаборатории и учебных классах;

- выявляют и понимают экологические проблемы бытового и учебного характера и предлагают оптимальные пути охраны и защиты людей, предлагают разнообразные варианты для улучшения окружающей среды;

- самостоятельно ведут научный поиск необходимой новой информации о химических веществах и процессах для целенаправленного использования их в учебных и научных целях.

Основные общенациональные цели образования и иерархия целей (цели по циклам дисциплин и по учебным дисциплинам)

Основные общенациональные цели образования:

- всестороннее развитие личности;

- передача и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, специальная подготовка к профессиональной деятельности;

- передача национальной культуры на следующие поколения;

- воспитание идейной убежденности, гражданственности, политической активности, патриотизма и интернационализма, толерантности, терпимости к представителям другой веры, стремление к знаниям и культуре;

- осуществление перехода от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование в течение всей жизни”;

- вхождение в мировое образовательное пространство.

Цели по циклам дисциплин:

Целью обучения по циклу общеобразовательных дисциплин (ООД) является – передача основ культуры предшествующих поколений с целью использования, развития и умножения.

Целью обучения по циклу базовых дисциплин (БД) является – обеспечение фундаментального образования по естественнонаучным предметам, способствующее познанию природы:

- формирование базовых знаний по математике и физике, необходимых для освоения химических дисциплин;

- познание физических и химических явлений;

- ознакомление и освоение методов познания природы;

- формирование системы химических понятий;

- формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами;

- познание взаимосвязи состава-структуры и свойств веществ для синтеза новых веществ с заданными свойствами;

- формирование системы знаний, необходимых для управления химическими процессами в науке, технике и в быту.

Целью обучения по профилирующим дисциплинам (ПД) является – освоение классических и современных педагогических технологий.

Требования к уровню образованности выпускников

Требования к общей образованности.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен иметь представление о направлениях развития различных областей науки и техники, социально-политических процессах, происходящих в стране и мире;

знать: основные положения, направления и учения в области социально-гуманитарных и экономических наук, этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми и использовать эти знания в различных областях своей профессиональной деятельности; научные основы организации труда, сбора и обработки информации; педагогические, психологические и методические нормы и приемы обучения и воспитания; современный научный и учебный материал по всем вопросам школьной и вузовской программы химических дисциплин;

уметь: анализировать и обобщать происходящие социально-исторические события и применять систематизированную информацию в педагогической практике; быстро реагировать и адаптироваться при изменении социально- экономической ситуации и характера своей профессиональной деятельности; самостоятельно приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; в письменной и устной форме грамотно и логично излагать простые и сложные элементы химических дисциплин, добиваясь интереса к предмету и высокого уровня усвоения знаний; использовать систему межпредметной связи в образовательном процессе;

владеть: необходимым запасом знаний по всему циклу программ вузовской подготовки специалиста; современными методами обучения и воспитания учащихся; рабочими ситуациями в педагогическом процессе; казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

Требования к социально-этическим компетенциям.

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы в природе и обществе;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы,

- способность в письменной и устной форме правильно (логично) сформулировать результаты своей мыслительной деятельности.

Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям:

- знать основы рыночной экономики;

- знать основы теории менеджмента;

- знать структуру управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности;

- знать принципы организации и совершенствования учебно-воспитательной работы и контроля ее качества;

- знать функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой;

- знать структуру годового плана учебно-воспитательной работы школы;

- знать о роли классного руководителя в школе, специфику его работы, основные функции и обязанности.

Требования к профессиональной компетенции.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен иметь представление о современном состоянии химии, ее взаимосвязи с другими отраслями знаний, перспективах ее развития и методических основах преподавания химии; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

знать: основные понятия, законы и методы в области химии и соответствующих данной специальности дисциплин; закономерности в процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе и уметь использовать современные научные методы познания природы для решения задач, возникающих в профессиональной деятельности; теоретические и прикладные аспекты педагогики, психологии и методики преподавания химии;

уметь: ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональной деятельности; использовать психолого-педагогические и методические приемы в реализации своей профессиональной деятельности;

владеть: приемами и методами преподавания химии, планирования и постановки эксперимента, анализа и синтеза химических соединений; методологией планирования и проведения урока, составления технологических схем, приемами физико-химических расчетов и решения теоретических и практических задач.

Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен быть готов к быстрой адаптации в условиях смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин.

По основным циклам учебных дисциплин выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен отвечать следующим требованиям:

По циклу общеобразовательных дисциплин (ООД)

знать: основные положения, направления и учения в области социально-гуманитарных и экономических наук, этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми и использовать эти знания в различных областях своей профессиональной деятельности;

уметь: анализировать и обобщать происходящие социально-исторические события и применять систематизированную информацию в педагогической практике; быстро реагировать и адаптироваться при изменении социально- экономической ситуации и характера своей профессиональной деятельности;

владеть: необходимым запасом знаний по всему циклу программ социально-гуманитарных дисциплин; казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

По циклу базовых дисциплин (БД)

знать: основные положения, понятия и законы в области химии и смежных естественно-научных дисциплин, педагогические, психологические и методические нормы и приемы обучения и воспитания;

уметь: систематизировать теоретический материал по фундаментальным дисциплинам, самостоятельно приобретать новые знания в области химии, используя современные информационные и образовательные технологии; в письменной и устной форме грамотно и логично излагать простые и сложные элементы химических дисциплин, добиваясь интереса к предмету и высокого уровня усвоения знаний;

владеть: комплексом теоретических и практических знаний по циклу программ базовых дисциплин вузовской подготовки специалиста; навыками педагогического мастерства и научного эксперимента, современными методами обучения и воспитания учащихся.

По циклу профилирующих дисциплин (ПД)

знать: научные основы организации труда, сбора и обработки информации, современный научный и учебный материал по всем вопросам школьной и вузовской программы химических дисциплин;

уметь: анализировать и применять на практике теоретические и прикладные аспекты химических дисциплин, использовать систему межпредметной связи в образовательном процессе;

владеть: рабочими ситуациями в педагогическом процессе; различными современными методами анализа и синтеза химических соединений, физико-химических расчетов и математического моделирования эксперимента.