5В050720-Химическая технология неорганических веществ

1. Информационные источники компетентностной модели выпускника специальности

- «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения РК от № 273-П от 22 ноября 2002 г.;

- «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденным приказом МОН РК от 13.07.2009 г. № 338;

- результаты опроса академических экспертов;

- результаты опроса работодателей.

Современная образовательная программа в рамках специальности «5В0572000-Химическая технология неорганических веществ» основана на ГОСО РК 3.08.347-2006 г. действует с 2006 года.

2. Объект профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности бакалавра специальности «5В050720 - Химическая технология неорганических веществ» являются:

- горнообогатительные комбинаты;

- предприятия по переработке минерального сырья;

- предприятия по производству неорганических кислот, оснований, солей и минеральных удобрений;

- комбинаты металлургической промышленности;

- заводы по производству строительных, керамических композиционных материалов;

- предприятия электрохимических производств, плазмохимических процессов;

- заводские, цеховые и научно-исследовательские лаборатории.

Выпускники по специальности «5В050720 - Химическая технология неорганических веществ» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: производственно-технологические, расчетно- проектно-конструкционные, организационно-управленческие, сервисно-эксплуатационные, экспериментально-исследовательские, мон-тажно-наладочные и др.

3. Квалификационные характеристики:

3.1 знать:

историю страны и ее место в мировом обществе, этнические и правовые нормы, современные научные методы познания природы и различных процессов, основы математики, законы физики, химии, необходимые для решения профессиональных задач; сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы наук, определяющих конкретную область его деятельности; основные положения стандартизации и метрологии; основы проектирования технологических объектов; физико-химические основы гидродинамических, тепловых, массообменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе термических, каталитических; методы химического и инструментального анализа веществ и контроля их качества, функции, принципы построения технологических схем производства и переработки неорганических веществ и материалов выбора технологического оборудования; принципы создания безотходных и экологически безопасных технологий; местонахождения полезных ископаемых на территории РК; важнейшие металлургические и химические производства, расположенные на территории РК и их основные продукции;

основные этапы развития химии; вклад выдающихся ученых мира и РК в развитие химии.

3.2 уметь:

научно анализировать социальнозначимые проблемы и процессы; использовать методы гуманитарных наук в различных видах процессов и социальной деятельности; на научной основе организовать свой труд; приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; составлять и использовать математические модели; поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных дисциплин; использовать основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии; планировать и организовать технологические процессы производства, управлять ими с применением средств автоматики; проектировать технологические линии новых предприятий, анализировать условия и режим работы технологического оборудования; производить научные исследования в области технологии производства и переработки неорганических веществ, обрабатывать и анализировать полученные результаты.

3.3. Компетенции:

А) социально-этические компетенции:

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь научное представление о здоровом оюразе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

В) экономические и организационно-управленческием компетенции:

- знать теорию и сущность экономических процессов, направление развития современной экономики;

- уметь анализировать основные экономические процессы и программы, прогнозировать различные процессы с позиции экономики.

С) профессиональные компетенции:

-знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук и уметь использовать методы этих наук для организации труда и социальной структуры химико-технологического производства;

-владеть определенным набором экономических знаний, позволяющих на научной основе проводить менеджмент, маркетинг и экономическую политику;

-владеть знаниями основ производственных отношений и принципами упраления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

-уметь использовать методы решения задач для определения оптимальных соотношений параметров различных систем;

-быть способным к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

-уметь на научной основе организовать свой труд, владеть современными информационными технологиями, компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его технологических производств неорганических веществ и материалов инженеров химиков-технологов;

-понимать сущность и социальную значимость профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

- области гуманитарных и социально-экономических наук; в основах физической культуры и здорового образа жизни -вопросах современной безопасной организации технологических процессов, безопасности труда, организации экономической безопасности производства, в правовых нормах защиты окружающей среды;

-системах междунродных стандартов и сертификатов продукции производства неорганических веществ и материалов.

4. Общие требования

Обладать базовыми знаниями по естественно-научным, социально-гуманитарным и экономическим дисциплинам, способствующим формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления.

Уметь формулировать и практически решать задачи по технологии неорганических веществ, неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химии высокомолекулярных соединений; в организационно-экономических основах деятельности предприятий; в принципах построения технологических схем производства и перработки органических веществ и материалов, в выборе технологическкого оборудования; в принципах создания безотходных и экологически безопасных технологий.

Знать:

основные понятия, законы и методы в области химии, химической технологии и соответствующих данной специальности дисциплин; знать технологию получения и переработки неорганических материалов, электрохимические методы получения металлов, основы плазмохимических производств, электролиз водных растворов и расплавов и т.д.

Уметь:

Уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных им наук; быть готовым к кооперации с коллегами и иностранными специалистами, к работе в коллективе, знать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений.

Образовательная программа - «5В011200-Химия»

Перечень образовательных программ в рамках специальности «5В011200-Химия»

Перечень образовательных программ в рамках специальности «5В011200-Химия» устанавливается Советом высшего учебного заведения.

Перечень квалификаций и должностей

Выпускник бакалавриата получает академическую степень «бакалавр образования» по специальности «5В011200-Химия». Выпускники бакалавриата по специальности «5В011200-Химия» могут занимать должности в соответствии с ГК РК 01-99 Классификатором занятий, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №22 от 16 октября 1999г. (с изменением №1, утвержденным приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2005 №473) и могут занимать следующие должности:

учитель химии, лаборант, инженер, младший научный сотрудник, административный работник, завуч, директор, руководитель кружка и др. в учебно-воспитательных учреждениях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, внешкольных учреждениях и организациях дополнительного образования и воспитания. Выпускник бакалавриата специальности «5В011200-Химия» в процессе обучения может также приобрести дополнительную квалификацию учителя биологии, физики или экологии (перечень дополнительных специализаций определяется возможностями вуза), выбрав соответствующий перечень дисциплин специализации из компонента по выбору, который предлагается каждым вузом в индивидуальном порядке.

Квалификация и должность определяется в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты от 22.11.2002г., № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности «5В011200-Химия»

Выпускник, получивший данную квалификацию, имеет право вести обучение и воспитание обучающихся по предметам данной специальности, способствуя формированию общей культуры личности и освоению профессиональных образовательных программ, используя разнообразные приемы и методы обучения, соответствующие общегосударственным требованиям образовательного стандарта.

Сфера профессиональной деятельности.

Сферой профессиональной деятельности бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются: образование, производство, научно-исследовательские учреждения педагогического профиля, проектная, производственно-управленческая и организационно-технологическая деятельность в отраслевых организациях.

Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются средние школы, лицеи, гимназии, колледжи и т.д., а также научно-исследовательские учреждения и лаборатории профильных дисциплин, государственные управленческие организации и т.п.

Предметы профессиональной деятельности.

Предметами профессиональной деятельности бакалавров специальности «5В011200-Химия» являются: химия в образовательном процессе, науке и производстве, учебно-воспитательный процесс в учебно-воспитательных учреждениях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, а также внешкольных учреждениях и организациях дополнительного образования и воспитания.

Виды профессиональной деятельности.

Бакалавры по специальности «5В011200-Химия» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая), работа в качестве учителя химии, а также смежных дисциплин, изучаемых по программе блока дисциплин по выбору, в различных учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии, колледжи и т.д.);

- научно-исследовательская: выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных научных и научно-производственных учреждениях (химия, биохимия, молекулярная биология и т.д.);

- проектная: выполнение общих и специализированных разработок в проектных и конструкторских организациях (экология, технология химическое производство и т.д.);

- производственно-управленческая деятельность в государственных структурах различного уровня (отделы образования, акиматы, лаборатории химико-биологического направления);

- организационно-технологическая деятельность на производствах химико-биологического и экологического профиля (СЭС, производства по переработке сельскохозяйственного и минерального сырья и т.д.).

Функции профессиональной деятельности.

В профессиональную деятельность выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» входят следующие функции: педагогическая, воспитательная, исследовательская, управленческая, организационно-технологическая.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

К типовым задачам профессиональной деятельности выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» относятся:

- умение применять на практике полученные знания в области профессиональных и социально-гуманитарных дисциплин;

- осуществлять педагогическую, научную, производственную и управленческую деятельность на высоком уровне в соответствии с современными требованиями;

- совершенствовать и развивать свой профессиональный уровень.

Направления профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность выпускников бакалавров по специальности «5В011200-Химия» реализуется в следующих направлениях: воспитание и формирование всесторонне развитой личности, совершенствование знаний в области химии, организация учебного процесса на современном научном уровне, осуществление научных исследований и производственной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности:

- образовательная (педагогическая): работать преподавателями химии в средних общеобразовательных и специализированных школах, колледжах, лицеях, гимназиях;

- научно-исследовательская: работать в научно-исследовательских организациях (институтах, лабораториях) химического, экологического, металлургического, фармацевтического, биохимического профиля;

- организационно-технологическая: работать в учреждениях химической, металлургической, нефтехимической, фармацевтической промышленности, производственных лабораториях аналитической, экологической, таможенной, санитарно-эпидемиологической, сертификационной служб;

- производственно-управленческая: руководить отделами и лабораториями перечисленного выше профиля, работать методистами в отделах народного образования.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности «5В011200-Химия»:

Выпускник бакалавриата должен

иметь представление:

- в области гуманитарных и социально-экономических наук;

- о современном состоянии науки и техники в мире и в РК;

- о новых педагогических технологиях за рубежом и в РК;

- о принципах дистанционного обучения;

- о влиянии глобализации на уровень образования членов общества;

знать:

- о содержании нормативно-правовой базы системы образования Республики Казахстан (законов, концепций, международных соглашений, стандартов, инструкций, правил и т.д.);

- требования обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии;

- структуру и содержание школьного химического образования (обязательная и профильная подготовка по химии);

- требования к уровню подготовки выпускников в учебно-воспитательных организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования и среднего профессионального образования (по каждому профилю);

- системы и критерии оценок при различных образовательных технологиях, применяемых в данной организации образования;

- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности систему знаний по предметам, включенных в циклы общеобразовательных дисциплин, базовых дисциплин и профилирующих дисциплин;

- в объеме, предусмотренном государственным общеобязательным стандартом образования по данной специальности неорганическую химию, аналитическую химию, органическую химию, физическую химию, коллоидную химию, химию высокомолекулярных соединений, химическую технологию, химическую физику;

- права и обязанности учащихся и учителя химии (или других занимаемых должностей);

- правила техники безопасности при работе в кабинетах химии и методы оказания первой помощи при несчастных случаях;

- структуры систем научно-педагогической информации РК и развитых зарубежных государств;

- основы общей и практической психологии и педагогики;

- местонахождения полезных ископаемых на территории РК;

- важнейшие металлургические и химические производства, расположенные на территории РК и их основные продукции;

- основные этапы развития химии;

- вклад выдающихся ученых мира и РК в развитие химии;

уметь:

- объяснять основные понятия, законы и теории химии;

- вести лабораторные и практические занятия по химии;

- ставить демонстрационные опыты по химии и их прокомментировать;

- решать задачи по химии, предусмотренные школьной программой;

- решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета химии;

- использовать в практической деятельности основные достижения методики обучения химии;

- применять современные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе, в том числе, информационные;

- поурочно планировать весь учебный материал и результаты обучения;

- вести поиск научно-технической и научно-педагогической информации на традиционных носителях и с помощью глобальной сети Интернет;

- реализовать политику государства в области образования;

- мотивировать учащихся на самопознание, самообразование, самовоспитание и саморазвитие в течение всей жизни;

иметь навыки:

- работы со средствами обучения химии;

- работы с учебным оборудованием и техническими средствами, имеющееся в школьном кабинете химии, включая мультимедийные системы;

- работы на компьютере с помощью современных программных продуктов; быть компетентным: в области неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химической технологии, химической физики, катализ по специальности «5В011200-Химия»:

- обладают основными знаниями психолого-педагогического профиля и способны использовать их в современных учебных заведениях, выполняя должность учителя-предметника в основной и профильной ступенях общеобразовательной школы РК с одновременным выполнением ответственности за работу химического кабинета и химической лаборатории;

- способны руководствоваться в своей деятельности основополагающими государственными документами и нормативно-правовыми актами РК по управлению, организации и контролю учебным процессом в средних школах страны;

- обладают всеми главными профессиональными качествами, предъявляемыми для работы в качестве учителя общеобразовательных школ РК, отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны работодателей;

- владеют основными химическими законами, закономерностями и теориями, а также современными технологиями для объяснения и использования в реальных химических процессах, встречающихся в учебном процессе;

- применяют экспериментальные расчетные методы для решения различных практико-ориентированных заданий научно-лабораторного и учебного характера;

- профессионально используют химические знания для безопасного обращения с химическими веществами в лаборатории и учебных классах;

- выявляют и понимают экологические проблемы бытового и учебного характера и предлагают оптимальные пути охраны и защиты людей, предлагают разнообразные варианты для улучшения окружающей среды;

- самостоятельно ведут научный поиск необходимой новой информации о химических веществах и процессах для целенаправленного использования их в учебных и научных целях.

Основные общенациональные цели образования и иерархия целей (цели по циклам дисциплин и по учебным дисциплинам)

Основные общенациональные цели образования:

- всестороннее развитие личности;

- передача и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, специальная подготовка к профессиональной деятельности;

- передача национальной культуры на следующие поколения;

- воспитание идейной убежденности, гражданственности, политической активности, патриотизма и интернационализма, толерантности, терпимости к представителям другой веры, стремление к знаниям и культуре;

- осуществление перехода от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование в течение всей жизни”;

- вхождение в мировое образовательное пространство.

Цели по циклам дисциплин:

Целью обучения по циклу общеобразовательных дисциплин (ООД) является – передача основ культуры предшествующих поколений с целью использования, развития и умножения.

Целью обучения по циклу базовых дисциплин (БД) является – обеспечение фундаментального образования по естественнонаучным предметам, способствующее познанию природы:

- формирование базовых знаний по математике и физике, необходимых для освоения химических дисциплин;

- познание физических и химических явлений;

- ознакомление и освоение методов познания природы;

- формирование системы химических понятий;

- формирование необходимых в повседневной жизни навыков безопасного обращения с веществами;

- познание взаимосвязи состава-структуры и свойств веществ для синтеза новых веществ с заданными свойствами;

- формирование системы знаний, необходимых для управления химическими процессами в науке, технике и в быту.

Целью обучения по профилирующим дисциплинам (ПД) является – освоение классических и современных педагогических технологий.

Требования к уровню образованности выпускников

Требования к общей образованности.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен иметь представление о направлениях развития различных областей науки и техники, социально-политических процессах, происходящих в стране и мире;

знать: основные положения, направления и учения в области социально-гуманитарных и экономических наук, этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми и использовать эти знания в различных областях своей профессиональной деятельности; научные основы организации труда, сбора и обработки информации; педагогические, психологические и методические нормы и приемы обучения и воспитания; современный научный и учебный материал по всем вопросам школьной и вузовской программы химических дисциплин;

уметь: анализировать и обобщать происходящие социально-исторические события и применять систематизированную информацию в педагогической практике; быстро реагировать и адаптироваться при изменении социально- экономической ситуации и характера своей профессиональной деятельности; самостоятельно приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; в письменной и устной форме грамотно и логично излагать простые и сложные элементы химических дисциплин, добиваясь интереса к предмету и высокого уровня усвоения знаний; использовать систему межпредметной связи в образовательном процессе;

владеть: необходимым запасом знаний по всему циклу программ вузовской подготовки специалиста; современными методами обучения и воспитания учащихся; рабочими ситуациями в педагогическом процессе; казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

Требования к социально-этическим компетенциям.

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы в природе и обществе;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы,

- способность в письменной и устной форме правильно (логично) сформулировать результаты своей мыслительной деятельности.

Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям:

- знать основы рыночной экономики;

- знать основы теории менеджмента;

- знать структуру управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности;

- знать принципы организации и совершенствования учебно-воспитательной работы и контроля ее качества;

- знать функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой;

- знать структуру годового плана учебно-воспитательной работы школы;

- знать о роли классного руководителя в школе, специфику его работы, основные функции и обязанности.

Требования к профессиональной компетенции.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен иметь представление о современном состоянии химии, ее взаимосвязи с другими отраслями знаний, перспективах ее развития и методических основах преподавания химии; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

знать: основные понятия, законы и методы в области химии и соответствующих данной специальности дисциплин; закономерности в процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе и уметь использовать современные научные методы познания природы для решения задач, возникающих в профессиональной деятельности; теоретические и прикладные аспекты педагогики, психологии и методики преподавания химии;

уметь: ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональной деятельности; использовать психолого-педагогические и методические приемы в реализации своей профессиональной деятельности;

владеть: приемами и методами преподавания химии, планирования и постановки эксперимента, анализа и синтеза химических соединений; методологией планирования и проведения урока, составления технологических схем, приемами физико-химических расчетов и решения теоретических и практических задач.

Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

Выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен быть готов к быстрой адаптации в условиях смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

Требования к образованности по основным циклам учебных дисциплин.

По основным циклам учебных дисциплин выпускник по специальности «5В011200-Химия» должен отвечать следующим требованиям:

По циклу общеобразовательных дисциплин (ООД)

знать: основные положения, направления и учения в области социально-гуманитарных и экономических наук, этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми и использовать эти знания в различных областях своей профессиональной деятельности;

уметь: анализировать и обобщать происходящие социально-исторические события и применять систематизированную информацию в педагогической практике; быстро реагировать и адаптироваться при изменении социально- экономической ситуации и характера своей профессиональной деятельности;

владеть: необходимым запасом знаний по всему циклу программ социально-гуманитарных дисциплин; казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

По циклу базовых дисциплин (БД)

знать: основные положения, понятия и законы в области химии и смежных естественно-научных дисциплин, педагогические, психологические и методические нормы и приемы обучения и воспитания;

уметь: систематизировать теоретический материал по фундаментальным дисциплинам, самостоятельно приобретать новые знания в области химии, используя современные информационные и образовательные технологии; в письменной и устной форме грамотно и логично излагать простые и сложные элементы химических дисциплин, добиваясь интереса к предмету и высокого уровня усвоения знаний;

владеть: комплексом теоретических и практических знаний по циклу программ базовых дисциплин вузовской подготовки специалиста; навыками педагогического мастерства и научного эксперимента, современными методами обучения и воспитания учащихся.

По циклу профилирующих дисциплин (ПД)

знать: научные основы организации труда, сбора и обработки информации, современный научный и учебный материал по всем вопросам школьной и вузовской программы химических дисциплин;

уметь: анализировать и применять на практике теоретические и прикладные аспекты химических дисциплин, использовать систему межпредметной связи в образовательном процессе;

владеть: рабочими ситуациями в педагогическом процессе; различными современными методами анализа и синтеза химических соединений, физико-химических расчетов и математического моделирования эксперимента.

Содержание образовательных программ по специальности «5В011200-Химия»

Концентрированное изложение содержания образовательных программ приводится по циклам дисциплин в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Наименование циклов и дисциплин

Общая трудоем-кость

в кредитах (часы)

1

2

3

ООД 1

Общеобразовательные дисциплины (ООД)

32(1440)

ОК 1.1

Обязательный компонент

32

1.1.01

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Введение в «Историю Казахстана». Казахстан в эпоху древности. Древнейшая история Казахстана. Палеолит (древнекаменный век), Мезолит (среднекаменный век), Неолит (новокаменный век). Эпоха бронзы. Ранние государственные образования. Саки. Усуни и кангюи. Гунны. Казахстан в средние века. Государства раннего средневековья (VI-Х вв.). Тюркский каганат. Тюргеши. Карлуки. Огузы. Кимеки.Государства развитого средневековья XI - нач. XIII в. Караханиды. Каракитаи. Найманы и кереиты. Кипчаки. Развитие экономики и культуры

3

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

КАЗАХСТАНА XI-НАЧАЛЕ XIII ВВ.ЗОЛОТАЯ ОРДА. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА В XIV-XV ВВ. НОГАЙСКАЯ ОРДА. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ. КАЗАХСКИЕ ЖУЗЫ.КАЗАХСТАН И РОССИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ. НАЧАЛО ЭПОХИ КОЛОНИАЛИЗМА В КАЗАХСТАНЕ. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА (ХVIII – НАЧАЛО ХХ ВВ.). КАЗАХСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917Г. И ЕЁ ПРЕДПОСЫЛКИ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА – ТРАГЕДИЯ НАРОДА (1918-1920 ГГ.). ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН. СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ). ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РК.

 

1.1.02

Философия

Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте. Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры. Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры. Философия в античной культуре. Феномен философии в средневековой культуре. Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре. Философия в культуре Ренессанса и Реформации. Западноевропейская философия в культуре Нового Времени. Западноевропейская философия в культуре второй половины Х1Х в. Философия культуры. Философия любви. Философия религии. Философия истории. Философия политики. Философия образования. Проблемы теории диалектики. Эпистемология. Философия глобальных проблем.

3

1.1.03

Иностранный язык

Фонетические, орфографические, лекcические,

6

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

грамматические нормы изучаемого иностранного языка последовательного изложения мыслей, рассуждений, а также информации при написании сочинений и писем личного и дифференциациялексики по сферам применения.

 

1.1.04

Казахский (русский) язык

Овладение студентами языком в целях свободного общения и изучения основ научных данных многочисленных дисциплин учебной программы; чтение учебных материалов по розличным источникам – литература, газетно-публистические издания; нахождение и умение выделить в информационых источниках основные сведения, необходимые специалисту; реферирование и рецензирование публикаций; достижение необходимого уровня знаний, умений и навыков общения при различных способах обучения.

6

1.1.05

Информатика

Предмет, объекты и составные части информатики. Формы представления информации. Системы счисления, методы перевода чисел, форматы представления чисел с плавающей запятой; двоичная арифметика. Архитектура современной вычислительной техники. Представление информации в компьютере. Булева алгебра и логические схемы компьютера. Организация памяти компьютера, принцип программного управления; функциональная и структурная организация компьютера, сетевые технологии обработки данных. Введение в программирование.

3

1.1.06

Экология и устойчивое развитие

Понятие экологии, становление и развитие экологии как науки. Цель, задачи, методы изучения экологии. Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем. Аутэкология: экологические факторы, зоны оптимума и минимума. Демэкология: характеристики популяции, флуктуации и регуляция

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

численности популяции. Синэкология: типы взаимодействия в сообществах, трофическая структура сообщества и экологические пирамиды. Функции экосистем: энергетический обмен и круговорот веществ, целостность и устойчивость экосистем, экологические сукцессии. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Типы наземных и водных экосистем. Учение о биосфере и ноосфере.

 

1.1.07

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.

 

1.1.08

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Историяполитических учений. Особенности становления гражданского общества в Казахстане Политическая власть. Политическая система.

2

1.1.09

Основы экономической теории

Введение в экономическую теорию. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Заработная плата и занятость. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения.

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

Национальный доход.

 

1.1.10

Основы права

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция РК - основной закон государства. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

2

1.1.11

Основы безопасности жизнедеятельности

Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, причины и последствия. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Защита населения и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Травмы, острые заболевания, отравления, связанные с чрезвычайными ситуациями и оказание неотложной доврачебной помощи. Особо опасные инфекции, ВИЧ-инфекция и СПИД. Социально-значимые болезни.

1

КВ 1.2

Компонент по выбору

 

БД 2

Базовые дисциплины

64 (2880)

ОК 2.1

Обязательный компонент

44

2.1.01

Психология.

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристики. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер.

 

2.1.02

Введение в педагогическую профессию

Образование в современном мире. Образование как система профессиональной деятельности и результат формирования компетентного специалиста. Концепция личностно- ориентированного образования. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК.

Учитель и его роль в современном обществе. Педагогическая профессия и ее назначение в обществе. Понятие педагогической деятельности и ее структура. Творческая деятельность будущего учителя. Профессиограмма как модель личности учителя. Учитель - субъект педагогической деятельности. Самообразование как источник формирования и развития творческого потенциала личности учителя. Исследовательская культура учителя. Культура педагогического общения.

Место педагогики в системе наук о человеке Предмет педагогики, её основные категории. Объект деятельности учителя. Сущность методов научно-педагогического исследования.

2

2.1.03

Педагогика

Методические основы и закономерность педагогического процесса; перспективы развития системы образования в Казахстане; формы организации и методы управления учебным процессом; формирование личности; принципы дидактики, история педагогики и этнопедагогика; преемственность традиций в обучении и воспитании. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

2.1.04

Высшая математика

Математический анализ; аналитическая геометрия; линейная алгебра; дифференциальные и интегральные уравнения; функции нескольких переменных; теория рядов; теория вероятности и математическая статистика, матричная система в линейной алгебре.

2

2.1.05

Физика

Механика, электричество и магнетизм, оптика, физика атома и атомных явлений, физика ядра “элементарных частиц, молекулярная физика, статистическая физика.

2

2.1.06

Теоретические основы неорганической химии.

Теоретические основы неорганической химии и ее история; атомно-молекулярное учение, электронное строение атома; периодический закон Д.И.Менделеева и периодическая система, строение вещества и химическая связь, валентность; основные классы химических соединений; основы химической термодинамики, теории растворов и электрохимии; окислительно-восстановительные процессы, электролиз, общие свойства металлов и неметаллов. Методы анализа неорганических веществ. Комплексные соединения.

4

2.1.07

Химия элементов периодической системы.

Водород, кислород, их получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, применение. Общая характеристика s- элементов. Щелочные и щелочно-земельные металлы, их получение, физические и химические свойства и важнейшие соединения, их применение.

Общая характеристика p- элементов. Алюминий, углерод, кремний, азот, фосфор, сера, галогены, их получения, физические и химические свойства, важнейшие соединения и их применения.

Общая характеристика d-элементов. Титан, хром,

4

Продолжение таблицы 1

1

3

4

 

марганец, железо, медь, цинк, их получения, важнейшие соединения и их применение. f-элементы и их радиоактивность. Применение радиоактивных элементов в науке, технике и в промышленности. Производство важнейших металлов и их соединений и сплавов в Казахстане. Химические реакции, лежащие в основе производства важнейших неорганических веществ. Экологические проблемы химических производств.

 

2.1.08

Качественный анализ

Теоретические основы аналитической химии; теория кислот и оснований; гомогенное и гетерогенное равновесие в химической системе; аналитические свойства катионов и анионов; методы качественного анализа неорганических веществ.

2

2.1.09

Количественный анализ

методы количественного анализа неорганических веществ; важнейшие методы количественного анализа: гравиметрия, титриметрия (кислотно-основное титрование, редоксметрия, комплексонометрия и др.), кинетические, хроматографические и электрохимические методы анализа; инструментальные методы анализа; методы расчета в аналитической химии.

2

2.1.10

Органическая химия алифатических соединений

Теоретические основы и история развития химии органических соединений; электронные представления в теории строения органических молекул, электронная теория химической связи, теория направленных валентностей, теория электронных смещений; классификация органических веществ и органических реакций; номенклатура строение и свойства ациклических, карбоциклических и гетероциклических

ң

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

органических соединений, способы их получения и практическое применение.

 

2.1.11

Органическая химия циклических соединений

Классификация, строение, стереохимия и оптическая изомерия, свойства, способы получения и применение углеводов: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Классификация, номенклатура, особенности строения и свойства карбоциклических и гетероциклических органических соединений алициклического и ароматического ряда, способы их получения и практическое применение. Функциональные производные органических соединений циклического ряда.

4

2.1.12

Методика обучения химии

Методика обучения химии как наука и как учебная дисциплина. Построения курса методики обучения химии. Образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения химии. Организация процесса обучения химии. Контроль результатов обучения химии. Технологии обучения в химии: групповое, индивидуализированное, программированное и модульное обучения. Компьютерные технологии в обучении химии. Система средств обучения химии. Организационные формы обучения химии. Дистанционное обучение и система кредитного обучения в химии. Урок как главная организационная форма в обучении химии. Факультативная занятия и внеклассная работа по химии. Учебные экскурсии. Методика подготовки и проведения химических олимпиад различных уровней. Обобщенное рассмотрение конкретных вопросов методики обучения химии в средней школе. Формирование и развитие основных химических понятий курса химии средней школы.

4

2.1.13

Методика решения задач по химии

Общие методические требования к решению

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

химических задач. Система химических задач, их место в курсе методики обучения химии. Реализация общих дидактических принципов с помощью решения химических задач. Анализ химической задачи. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Способы решения химических задач. Формирование у студентов знаний и умений по обучению учащихся решению задач. Методические принципы обучения решению задач. Методика использования задач на уроках химии. Обобщение знаний и умений учащихся по решению химических задач. Использование межпредметной информации при решении задач. Методика обучения учащихся решению отдельных типов задач, предусмотренных программой средней школы. Методика обучения решению задач повышенной сложности и химических олимпиад.

 

2.1.14

Методика проведения школьного химического эксперимента

Роль эксперимента в познании.

Демонстрационные опыты, лабораторные и практические занятия в системе обучения химии. Оборудование химического кабинета в школе. Необходимый набор реактивов и приборов. Рабочее место школьника в химическом кабинете. Особенности проведения лабораторных работ и практических занятий по химии в средней школе. Техника безопасности.

Методика проведения лабораторных опытов и практических занятий, предусмотренные программой школьного курса химии. Основные принципы проведения

демонстрационных опытов. Демонстрационные опыты, предусмотренные программой школьного курса химии. Основные требования, предъявляемые к приборам и установкам, применяемым при демонстрации химических опытов: герметичность, компактность и наглядность.

2

2.1.15

Химический синтез

Стратегия и тактика синтеза химических веществ;

3

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

теоретические основы выбора метода и условий проведения синтеза; кинетический и термодинамический контроль химической реакции; техника подготовки и осуществления синтеза, очистки и анализа синтезированных веществ.

 

2.1.16

Возрастная физиология и школьная гигиена

Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Анатомия, физиология и

гигиена сенсорных систем. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Особенности полового развития детей и подростков в современных условиях и половое воспитание. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Гигиенические требования к зданиям, классам, воздушной среде, освещению учебных помещений и оборудованию школ. Профилактика наиболее распространенных форм патологии среди детей: анемия, йододефицитные состояния, сахарный диабет, ожирение, нарушения зрения и осанки. Гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса и режима дня детей шестилетнего возраста. Основы формирования здорового образа жизни у детей и подростков. самореализации личности. Уникальность внутреннего мира человека. Позитивное мышление и внутренняя гармония. Внутренние ресурсы человека. Профессиональный рост и саморазвитие как основа успешности личности. Общение как средство достижения взаимопонимания между людьми.

1

2.1.17

Самопознание

Сущность самопознания. Самопознание как условие семьи и родственных отношений в жизни человека. Значение дружбы в жизни человека. Религия как часть духовной культуры. Уважение к

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

вероисповеданию человека как к его выбору. Ценностное отношение к истории и культурному наследию. Понятия о гражданственности, казахстанском патриотизме, межэтническом согласий. Нравственные идеалы современной молодежи. Свобода быть собой и ответственность за свои мысли, слова и поступки. Целостность мира и взаимозависимость человека, общества и природы. Понимание личностью собственного места в мире.

 

КВ 2.2

Компонент по выбору

20

ПД 3

Профилирующие дисциплины

32 (1440)

ОК 3.1

Обязательный компонент

16

3.1.01

Физическая химия

Введение. Основные понятия и законы химической термодинамики, термодинамические функции, химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Растворы. Свойства и строение растворов электролитов. Фазовые равновесия. Диаграмма состояния однокомпонентных, двух и трехкомпонентных систем. Закономерности взаимной растворимости 2-x и 3-х компонентных жидкостей, их использование для смешения и разделения жидкостей и извлечения растворенных веществ. Поверхностные явления. Элементы статистической термодинамики. Необратимые процессы. Химические и адсорбционные равновесия. Химическая кинетика и катализ. Законы формальной кинетики. Кинетическая классификация химических реакций. Влияние различных факторов на скорость химических реакций. Современные теории химической кинетики. Основные законы и закономерности электрохимических процессов. Электродвижущие силы и электродные потенциалы. Термодинамика и кинетика электрохимических реакций. Кинетика электродных процессов. Рекомендации JUPAC по применению

3

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

терминологии, обозначений и единиц в физической химии.

 

3.1.02

Коллоидная химия

Предмет коллоидной химии. Значение колоидных систем в природе и народном хозяйстве. Классификация коллоидных и микрогетерогенных систем. Молекулярно-кинетические и оптические свойства дисперсных систем. Поверхностные явления в коллоидной химии. Адсорбция на границах раздела фаз. Современные теории адсорбции. Понятие о хемосорбции. Поверхностно-активные вещества и их роль в различных процессах. Получение дисперсных систем. Системы с газовой, жидкой и твердой дисперсионной средами: аэрозоли, суспензии, эмульсии, пены и др. Полуколлоиды. Электрические свойства, устойчивость и коагуляция, структурно-механические свойства дисперсных систем. Растворы высокомолекулярных соединений как коллоиды.

3

3.1.03

Химическая технология

Общие научные принципы химических производств: принципы непрерывности, противотока, кипящего слоя, утилизации теплоты реакции, использования производственных отходов и др. Минеральные ресурсы Земли и их оптимальное использование. Полезные ископаемые как сырье химической промышленности. Методы обогащения руд. Комплексное использование сырья. Процессы и аппараты химических производств. Важнейшие группы химических производств. Общие способы промышленного получения металлов и сплавов. Производства чугуна, стали и алюминия. Технология производства неорганических веществ: аммиака, серной и азотной кислот, минеральных удобрений и силикатных материалов. Технология переработки

3

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

различных видов органического топлива, технология производства важнейших органических веществ и полимеров: полиэтилен, синтетический каучук, полистирол, метанол, ацетилен, фенол- формальдегидные пластмассы и др. Технология переработки нефти и коксохимическое производство. Технология производства химических волокон и эластомеров. Экологические проблемы химических производств в Казахстане.

 

3.1.04

Строение вещества

Основные идеи квантовой механики. Уравнение Шредингера для водородоподобного атома. Многоэлектронные атомы. Понятие об атомных термах. Теория химической связи и ее задачи. Метод валентных связей и Метод молекулярных орбиталей (основные идеи). Приближенное описание молекулярных орбиталей в методе МО ЛКАО. Многоатомные молекулы в методе МО. Молекулярные орбитали в многоатомных молекулах. Гибридизация орбиталей. Нежесткие молекулы. Молекулы с кратными связями в методе МО ЛКАО. Геометрия молекул и их равновесные конфигурации. Прогнозирование геометрии молекул с помощью теории отталкивания электронных пар валентной оболочки. Основные понятия теории симметрии. Элементы симметрии, операции симметрии, точечные группы симметрии. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь. Колебательные и вращательные спектры двух и многоатомных молекул. Химическая связь в координационных соединениях. Теория кристаллического поля и теория поля лигандов.

2

3.1.05

Химия высокомолекулярных соединений (ВМС)

Особенности химического строения и поведения высокомолекулярных соединений; роль полимеров в природе и технике; классификация полимеров и методы их синтеза; физико-химические и физико-механические свойства полимеров и растворов

2

Продолжение таблицы 1

1

2

3

 

полимеров; анализ и химическая модификация полимеров.

 

3.1.06

Химическая экология

Основы химической экологии и проблемы окружающей среды. Экодиагноз и экопрофилактика как основа направления исследований химической экологии. Химические основы превращения загрязняющих веществ в природных средах. Химическая экология органических соединений. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Важнейшие источники поступления тяжелых металлов в окружающую среду. Общая характеристика атмосферы. Химический состав воздуха. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Круговорот загрязнителей атмосферы. Общая характеристика гидросферы. Локальные и глобальные загрязнения воды. Эвтрофикация воды. Стандарты качества воды. Общие особенности почвы как природного образования. Источники и пути загрязнения почв и их характеристика. Пути миграции токсикантов на поверхностных горизонтах почв. Технология очистки промышленных сточных вод. Химическая экология и энергетика. Мониторинг окружающей среды. Понятие мониторинга и его основные практические направления. Классификации мониторинга. Критерии оценки качества окружающей среды.

3

КВ 3.2

Компонент по выбору

16

4

Дополнительные виды обучения

 

4.1

Профессиональная практика (ПП)

(по видам)

А) Учебная практика

Б) Педагогическая практика (сквозная)

В) Профессиональная практика

12

3

3

6

4.2

Физическая культура

 

5

Промежуточный государственный контроль

 

6

Итоговая аттестация

 

Окончание таблицы 1

1

2

3

6.1

Государственный(е) экзамен(ы) по специальности

 

6.2

Написание и защита дипломной работы (проекта)

8

 

Итого

128 (5760)

Перечень дисциплин обязательного компонента приводится в типовом учебном плане (Приложение).

В учебный план специальностей бакалавриата на базе среднего профессионального образования включаются дисциплины циклов ООД, БД, ПД. При этом цикл ООД формируется с учетом содержания и объема дисциплин, предусмотренных в рамках образовательных программ специальностей среднего профессионального образования.

Учебный план специальностей бакалавриата на базе высшего образования предусматривает только дисциплины циклов БД и ПД.

Требования к образовательной среде подготовки бакалавра по специальности «5В011200-Химия»

Организация учебного процесса, определение структуры учебного года осуществляется самостоятельно высшим учебным заведением (далее - ВУЗ).

ВУЗ в рамках академической свободы делит учебный год на академические периоды (семестры, триместры, компактные семестры), по своему усмотрению вводит блочно-модульную систему организации процесса обучения.

Все учебные, контрольные мероприятия образовательного процесса, продолжительность практик, каникул и праздничные дни отражаются в академическом календаре, который утверждается руководителем организации образования.

Учебные мероприятия должны включать весь период теоретического обучения, в том числе научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, лабораторные и курсовые работы.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на ее изучение.

Контрольные мероприятия должны включать периоды рубежного контроля, промежуточную аттестацию (экзаменационные сессии), промежуточный государственный контроль после 2 (3) курса и итоговую государственную аттестацию.

Объем учебной нагрузки измеряется в кредитах или академических часах, осваиваемых студентом в течение учебного года по каждой учебной дисциплине.

Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации/итогового контроля, практик и каникул.

Академический период – период теоретического обучения, устанавливаемый высшим учебным заведением самостоятельно в одной из трех форм: семестр, продолжительностью 15 недель, триместр продолжительностью 10 недель.

При линейной системе обучения продолжительность учебного года устанавливается высшим учебным заведением от 34 до 36 недель.

Период промежуточной аттестации/итогового контроля имеет продолжительность не менее 2-х недель.

Каникулы предоставляются студентам после каждого академического периода. При этом продолжительность каникулярного времени в учебном году должна составлять не менее 8 недель.

Основным критерием завершенности образовательного процесса в бакалавриате по специальности «5В011200-Химия» является освоение студентом не менее 128 кредитов или 5760 академических часов теоретического обучения, не менее 13 кредитов или 585 академических часов профессиональной практики (16 недель). При этом студент должен освоить 63(66)–82(85) кредитов или 2835(2970)-3690(3825) академических часов по обязательному компоненту и 39(42)-58(61) кредитов или 1755(1890)-2610(2745) академических часов по компоненту по выбору.

Промежуточная аттестация обучающихся как форма государственного контроля учебных достижений обучающихся проводится центральным исполнительным органом в области образования после 2 курса – 1 неделя; итоговая государственная аттестация – не менее 3 недель; последипломный отпуск составляет не менее 4 недель.

На написание и защиту дипломной работы отводится 8 кредитов или 360 академических часов.

В течение одного академического периода студент очной формы обучения должен освоить 12-18 кредитов или 540-810 академических часов.

При заочной и дистанционной форм обучения в течение одного академического периода студент осваивает 9-12 кредитов или 405-540 академических часов и нормативный срок обучения устанавливается высшим учебным заведением до 5 лет.

Студенту заочной формы обучения должна быть обеспечена возможность контактной работы с преподавателем в течение 6-8 недель в учебном году.

Условия дистанционного обучения.

Информационное обеспечение образовательного процесса (доступ к учебной, научной, информационной базам, включая международные источники данных, размещаемых в электронных библиотеках).

Реализация образовательных программ бакалавриата обеспечивается свободным доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами.

Лабораторными занятиями должны быть обеспечены дисциплины:

1. Информатика

2. Физика

3. Возрастная физиология и школьная гигиена

4. Теоретические основы неорганической химии

5. Химия элементов периодической системы

6. Качественный анализ

7. Количественный анализ

8. Органическая химия алифатических соединений

9. Органическая химия циклических соединений

10. Физическая химия

11. Коллоидная химия

12. Методика обучения химии

13. Методика проведения школьного химического эксперимента

14. Химическая технология

15. Химический синтез

16. Химия ВМС

17. Строение вещества.

18. Химическая экология.

Практические (семинарские) занятия устанавливаются по следующим дисциплинам:

1. История Казахстана

2. Философия

3. Казахский (русский) языки

4. Иностранный язык

5. Психология

6. Педагогика

7. Высшая математика

8. Физическая культура

9. Экология и устойчивое развитие

10. Социология

11. политология

12. Основы права

13. Методика решения задач по химии

14. Основы безопасности жизнедеятельности

15. Самопознание

Библиотечный фонд должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по специальности соответственно установленным квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности.

10.7 Методологическое сопровождение с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу студентов.

Обеспечить учебно-методическим комплексом по всем учебным дисциплинам данной специальности. Разработка типовых учебных и рабочих учебных программ, учебно-методических пособий, а также пакет, необходимых нормативных документов.

10.8 Основные параметры материально-технического обеспечения образовательного процесса, ориентированные на расширение технологических его возможностей.

Лекционные аудитории должны быть обеспечены аппаратурой для представления демонстрационного материала. Лаборатории должны быть обеспечены учебным и научным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, химической посудой, химическими реактивами, компьютерами. Все аудитории и лаборатории должны соответствовать противопожарным и санитарным нормам безопасности.

Обеспечение практик: их состав, основные типовые места организации и проведения, презентация и оценка результатов.

Учебная, профессиональная и педагогическая практики осуществляются на базе кафедры, научно-исследовательских лабораторий НИИ и предприятий, и в школах города.

Количественные и качественные параметры академического и вспомогательного персонала.

Реализация образовательной программы подготовки бакалавров обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.

Академический персонал должен иметь академическую степень магистра или ученую степень доктора и/или кандидата наук.

Требования к абитуриентам и “входным” испытательным процедурам, нормам (критериям) оценки.

Предшествующий уровень образования абитуриентов – среднее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем образовании – аттестат зрелости, диплом средне-технического учебного заведения.

Входные испытательные процедуры устанавливаются в соответствии с Типовыми правилами приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан.

Приложение А (обязательное)

Типовой учебный план

специальности «5B011200 – Химия»

Срок обучения: 4 года

Академическая степень: бакалавр образования

5В050721-Химическая технология органических веществ

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова

Компетентностная модель выпускника специальности

5В050721-Химическая технология органических веществ

1. Информационные источники компетентностной модели выпускника специальности

- «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения РК от № 273-П от 22 ноября 2002 г.;

- «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденным приказом МОН РК от 13.07.2009 г. № 338;

- результаты опроса академических экспертов;

- результаты опроса работодателей.

Современная образовательная программа в рамках специальности «5В05072100-Химическая технология органических веществ» основана на ГОСО РК 3.08.347-2006 г. действует с 2006 года.

2. Объект профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности бакалавра специальности «5В050721 - Химическая технология органических веществ» являются:

Объектами профессиональной деятельности выпускников является предприятия по производству органических веществ, по переработке нефти, газа, угля и полимеров, эластомеров, лакокрасочных материалов, порохов твердых и жидких ракетных топлив, по подготовке, добыче и транспортировке углеводородного сырья и их рационального использования , научно – исследовательские и проектные отраслевые институты, средние технические учебные заведения, оборонные предприятия, горно – добывающие отрасли промышленности.

Выпускники по специальности «5В050721 - Химическая технология органических веществ» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: организационно-технологические, производственно-управленческие, проектные, сервисно-эксплуатационные, научно-исследовательские, монтажно-наладочные, образовательные и педагогические и др.

3. Квалификационные характеристики:

3.1 знать:

историю страны и ее место в мировом сообществе; условия формирования личности и ее свободы; современные научные методы познания природы и различных процессов; основы экономичесой тоерии и правовой системы заканодательства Казахстана; основы информатики; классификацию языков программирования; основы математики, законы физики, химии, необходимые для решения профессианальных задач; сущность социальную значимость своей професси, основные проблемы наук, определяющих конкретную область его деятельности; основы проектирования технологических объектов; физико - химические основы гидродинамических, тепловых, массобменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе термических, каталитических, методы химического и инструментального анализа веществ и контроля их качества, функции и принципы построения и элементную базу систем автоматического управления основные элементы конструкций производстаенных здании и генплана предприятий; организационно – экономические основа декятельности предприятий ; принцыпи построения технологических схем производства и переработка органических веществ и выбора технологического оборудования нефтедобывающих, нефтепере-рабатывающих и нефтехимических предприятий; принципы создания безотходных и экологически безопасных технологий;

3.2 уметь:

научно анализировать социальнозначимые проблемы и процессы; использовать методы гуманитарных наук в различных видах процессов и социальной деятельности; на научной основе организовать свой труд; приобретать новые знания, используя современные информау\ционные образовательные технологии; состовлять и использовать математические модели, составлять нормативные и провавые документы; вести на иностранном языке беседу-диалог, читать литературу по специальности; поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацей профессиональных функций; использовать основные понятия, законы и модели механики, реакционной способности веществ, управлять ими с пременением средств автоматики, проектировать технологические линий новых предприятий, анализировать условия и режим работы технологического оборудования.

3.3. Компетенции:

А) социально-этические компетенции:

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь научное представление о здоровом оюразе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть казахским, русским и одним из иностранных языков в сферах социально-бытового, профессионального и научного общения.

В) экономические и организационно-управленческием компетенции:

- знать теорию и сущность экономических процессов, направление развития современной экономики;

- уметь анализировать основные экономические процессы и программы, прогнозировать различные процессы с позиции экономики.

С) профессиональные компетенции:

- знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук и уметь использовать методы этих наук для организации труда и социальной структуры химико-технологического производства;

- владеть определенным набором экономических знаний, позволяющих на научной основе проводить менеджмент, маркетинг и экономическую политику;

- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами упраления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

- уметь использовать методы решения задач для определения оптимальных соотношений параметров различных систем;

-быть способным к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- уметь на научной основе организовать свой труд, владеть современными информационными технологиями, компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его технологических производств неорганических веществ и материалов инженеров химиков-технологов;

- понимать сущность и социальную значимость профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

- области гуманитарных и социально-экономических наук; в основах физической культуры и здорового образа жизни, вопросах современной безопасной организации технологических процессов, безопасности труда, организации экономической безопасности производства, в правовых нормах защиты окружающей среды;

- системах междунродных стандартов и сертификатов продукции производства неорганических веществ и материалов.

4. Общие требования

Обладать базовыми знаниями по естественно-научным, социально-гуманитарным и экономическим дисциплинам, способствующим формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления.

Быть компетентным в области гуманитарных и социально-экономических наук; в основах производственных отношений; в основах информатики, математики, физики, в технологии органических веществ, в неорганической и органической, физической химиии, экологии, химии и технологии нефти и газа, угля и полимеров; в организационно-экономических основах деятельности предприятий; принципах построения технологических схем производства и переработки органических вещеста. Уметь формулировать и практически решать задачи по технологии неорганических веществ, неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химии высокомолекулярных соединений; в организационно-экономических основах деятельности предприятий; в принципах построения технологических схем производства и перработки органических веществ и материалов, в выборе технологическкого оборудования; в принципах создания безотходных и экологически безопасных технологий.

Знать:

основные положения заканодательства Республики Казахстан, другие правовые нормы и соответтвующие нормативные требования; основные процессы переработки нефти, полимеров оборудования для производства нефтехимического синтеза, проектирование, эксплуатацию и ремонт оборудования для переработки органических веществ; владеть основами информационных технологий, типовыми компьютерными программам, ориентированными на решение текущих и долговременных задач.

Уметь:

Уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных им наук; быть готовым к кооперации с коллегами и иностранными специалистами, к работе в коллективе, знать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений.

5В060600-Химия

1. Название образовательной программы: 5В060600-Химия

2. Уровень образовательной программы : Бакалавр естествознания

3. Паспорт образовательной программы

Модульная образовательная программа специальности 5В060600 – «Химия» составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего образования (Бакалавриат), утвержденного постановлением Правительства Pеспублики Казахстан от 13.05.16 г. №292 и типовым учебным планом, утвержденного приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 05.07. 2016г.,№425(Приложение 84).

3.1 Цели образовательной программы

Основной целью образовательной программы является « Создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном, воспитательном процессах и НИР».

3.2 Задачи образовательной программы. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

3.2.1 Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям: - развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию; - обеспечить условия, учитывающие индивидуально- личностные особенности обучающихся; - создать творческую атмосферу в образовательном процессе путем широкого внедрения в учебный процесс уровневых программ; - формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

3.2.2 Формировать творчески работающий коллектив педагогов: -совершенствовать работу методических объединений; - организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и методик диагностики качества образования; - организовать публикацию творческих и научных работ педагогов; - продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

3.2.3 Совершенствовать организацию учебно - воспитательного процесса: - совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции; - развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения; - внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.

3.2.4 Формировать физически здоровую личность: - не допускать перегрузок обучающихся в учебных ситуациях; - обеспечить социально- педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.

3.3 Перечень квалификаций и должностей Выпускнику данной образовательной программы присуждается академическая степень бакалавра естествознания по специальности 5В060600 – «Химия». Квалификация и должности выпускника бакалавриата по специальности 5В060600-Химия определяются в соответствии с "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты от 21.05.2012 г № 201 «Об утверждении квалификационного справочника Должностей руководителей, специалистов и других служащих».

3.4 Квалификационная характеристика выпускника образовательной программы

3.4.1 Сфера профессиональной деятельности Сферой профессиональной деятельности выпускника являются: отрасли химической, металлургической, нефтехимической, фармацевтической промышленности, сфера образования, науки и экологии.

3.4.2 Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: производственные лаборатории аналитической, экологической, таможенной, санитарно-эпидемиологической, сертификационной служб; научно- исследовательские организации (институты, лаборатории) химического, экологического, металлургического, фармацевтического профиля, средние общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, гимназии, отделы образования.

3.4.3 Предметы профессиональной деятельности Предметами профессиональной деятельности выпускника являются: исследования законов и закономерностей химических реакций, процессов и технологий; объектов окружающей среды; преподавательская деятельность.

3.4.4 Виды профессиональной деятельности – организационно-технологическая; – научно-исследовательская; – производственно-управленческая; – образовательная (педагогическая).

3.4.5 Функции профессиональной деятельности: Бакалавры по специальности 5В060600 – «Химия» могут выполнять следующие виды професcиональной деятельности: – осуществляет организацию производственных и технологических процессов в химических отраслях экономики и промышленности; – планирует и организует научные исследования и программы; – руководит производственным, научным и педагогическим коллективом, лабораторией; – планирует и организует учебно-воспитательную работу в сфере образования.

3.4.6 Типовые задачи профессиональной деятельности: - постановка и решение производственных и технологических задач; - работа с научной литературой, выполнение научных программ, постановка эксперимента; - руководство научным и педагогическим коллективом, лабораторией; - чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, постановка лабораторных работ.

4. Знания и умения выпускника образовательной программы. Для компонентного и ответственного решения профессиональных задач бакалавр должен:

1) знать:

- основные концепции, методы и перспективы развития химии; - о строении атома, химической связи, термодинамике и кинетике химических реакции, теории растворов, химии комплексных соединений. - о теоретических основах аналитической химии, методах количественного и качественного анализа элементов, использовать особенности реакций и методов определения при эксперименте, показать их возможности и ограничения. - о структуре, о теориях строения органических соединений, направленных валентностей, гибридизации, электронных смещений. - о законах формальной кинетики простых и сложных реакций, основ катализа и электрохимии

2) уметь:

- систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении лекций и других учебно-научных источников информации; -свободно и грамотно излагать теоретический материал по основным вопросам химии, проводить дискуссии; - использовать полученные знания для постановки, проведения и интерпретации результатов экспериментальной работы; - использовать в практической деятельности: основные законы общей химии, закономерности химической термодинамики и кинетики, окислительно-восстановительных процессов, свойства химических элементов и их соединений, методы синтеза неорганических, органических и высокомолекулярных соединений, аналитические свойства катионов и анионов, адсорбцию, экстракцию, хроматографию как методы разделения, концентрирования и очистки различных веществ и объектов; различные виды и источники энергии, каталитические процессы для разработки ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

3) иметь навыки:

- владеть практическими навыками по постановке химического эксперимента: правильно заполнять лабораторный журнал, знать название и назначение оборудования и приборов, уметь обращаться с ним, использовать полученные знания - по различным методам анализа и разделения (осаждение, экстракция, хроматография, гравиметрия, титриметрия, спектроскопия и электрохимические методы анализа), -методологии выбора необходимого метода анализа и методикой его проведения; -по методам и способам синтеза, по современным методам анализа неорганических, органических соединений, ВМС; -по коллоидно-химическим методам исследования дисперсных систем;- - по методике составления технологических производственных схем; по методике физико- химических расчетов.

4) быть компетентным:

- в основных направлениях химической науки: неорганической, аналитической, органической, физической, коллоидной, экологической химии, химии ВМС и химической физики, катализа и нефтехимии, химии природных соединений и редких элементов. - в организации производственных и технологических процессов в химических отраслях экономики и промышленности; - при выполнение научно- исследовательских работ и постановке эксперимента; - в руководстве научным и педагогическим коллективом, лабораторией; -сфере организации совместной деятельности, участия в коллегиальном принятии решений и умения мотивированно отстаивать свою точку зрения; -вопросах самореализации и саморазвития личности, способной адаптировать свою профессиональную деятельность в системе рыночных отношений; -процессах самопознания, ориентирующих личность на самостоятельного творческую деятельность; - проблемах межличностных отношений и взаимодействий, оптимального решения конфликтных ситуаций; - вопросах индивидуального здоровья человека, обеспечиваемого комплексом природных, социально-экономических и психосоциальных условий жизнедеятельности.

5. Результаты обучения

Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования. При этом выделяются пять главных результатов обучения: УО1 - знание и понимание (демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области); УО2 - применение знаний и пониманий (применять эти знания и понимание на профессиональном уровне); УО3 - формирование суждений (формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области); УО4 - коммуникативные способности (осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; УО5 - навыки обучения или способности к учебе (сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам).

6М011200 – Химия

КВАЛИФИКАЦИЯ

· Научно-педагогическое направление - Магистр педагогических наук

· Профильное направление - Магистр образования

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа: 6М011200-Химия
Уровень обучения: магистратура
Экзамены: иностранный язык (тест), вступительный экзамен по специальности (письменно)
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года
Магистр по направлению подготовки «Химия» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
● педагогической (в школах, колледжах и вузах );
● научно - исследовательской (в вузах, НИИ проблем образования, академиях и др.);
● управленческой (директор и завуч ССУЗ, районо, гороно, облоно, МОН РК и др.;
● методической (методисты ССУЗ, районо, гороно, облоно и др.);
● культурно-просветительской (в домах просвещения, дворцы школьников и студентов, издательствах и редакции журналов химического профиля и др.).
Профильные предметы:
● Методология и современные технологии обучения общей и неорганической химии;
● Современные физические методы в химии;
● Дистанционные технологии в обучении химии;
● Окислительно-восстановительные процессы;
● Реакции комплексообразования;
● Методика эксперимента по химии в высшей школе;
● Задачи по курсу химии высшей школы;
● Дидактика химии;
● Современные учебно-методические комплексы (УМК) в химии.
Преимущества образования:
● Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя могут оказать наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом; Поэтому главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества.
огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
Наличие на рынке труда множества востребованных профессий, где требуется высокий уровень коммуникабельности и устойчивая нравственно - моральная база;