Западно-Казахстанский государственный университет

им. М. Утемисова


Утверждаю

Декан естественно-географического факультета

_____________ Г.Н.Сулейменова

«___» __________ 2015 г.


Естественно-географический факультет

Кафедра географии

Программа полевой практики по геологии

по кредитной технологии обучения

для студентов специальности

«5В060900 – География»

 
 
 
Уральск-2015 г.

Программа составлена для студентов специальности география, география на англииском языке в школе доцентом кафедры географии, кандидатом биологических наук З.Я.Сахарновой

Рассмотрена на заседании кафедры Географии

Протокол № 1 от _06. 09 2015_ г.

Зав. кафедрой ______________

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ГЕОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Геология – одна из фундаментальных наук о Земле, раскрывающая студентам знания о составе и строении Земли, закономерностях формирования литосферы и земной коры, ее рельефа, закономерностях размещения и условиях формирования месторождений полезных ископаемых, исторических этапах развития органического мира планеты.

Знание геологии – важнейший компонент научного образования студентов географической специальности. Геологические знания позволяют географу на более высоком уровне знакомится с вопросами физической географии, а также экономической географии, посвященные минерально-сырьевым ресурсам и горнодобывающей промышленности Казахстана и Зарубежных стран.

Важное место в подготовке специалиста географа имеет полевая геологическая практика. Непосредственное живое общение с природными геологическими объектами, изучение горных пород и минералов, знакомство с геологической деятельностью разнообразных природных процессов.

Геологическая практика проходит в пределах Западно-Казахстанской области в течение 3 дней (15часов) у студентов первого курса.

Цель полевой практики - закрепление теоретических знаний по геологии.

Задачи:

● ознакомление и изучение геологического строения района: с литологией и стратиграфией осадочных горных пород и древними представителями органического мира, тектоническим строением территории;

● ознакомление с геологическими процессами: деятельностью рек, склоновыми оползневыми процессами, оврагообразованием;

● изучение минералов и полезных ископаемых региона;

● изучение антропогенных факторов воздействия на литосферу;

● воспитание экологического отношения к охране природных объектов, и в первую очередь, геологических памятников природы.

Знания и умения: студент должен: уметь пользоваться приборами и инструментами; уметь вести полевые исследования, организовать геологические экскурсии для школьников; знать особенности геологического строения района исследования.

Студент должен владеть:

- методикой составления геологического профиля местности;

- основными геологическими терминами;

- методикой составления абриса;

- описанием горных пород на фациальном уровне.

- Сбором определением и описанием минералов

Место практики

Учебно-полевая практика по геологии является обязательным видом учебной работы бакалавра «5В060900-География».

Учебно-полевой практике по геологии предшествует изучение дисциплины «Геология» профессионального цикла. Учебно-полевая практика является логическим завершением изучения данной дисциплины.

Летняя практика по геологии призвана показать студентам историю развития территории, минерологический состав и горные породы слогающие данную территорию, в их естественном состояние и научить формы залегания горных пород. В процессе полевой практики студенты изучают минерологический, состав горных пород , формы их залегания, составляют геолгический профиль, осваивают методику работы с геологическим компасом. Приобретают навыки по определению и описанию горных пород и минералов, научные термины, изучают их географию распространения и использование в хозяйственной деятельности человека.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебно-полевой практики по геологии:

· знание строения литосферы;

· знание основных географических закономерностей (зональность и др.);

· умение работать с различными источниками информации.

Учебно-полевая практика проводится на 1 курсе во 2 семестре, с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение учебно-полевой практики по геологии является необходимой основой для последующего изучения «Учения о литосфере», «Учения о биосфере» «Ландшафтоведения», «Биогеографии» прохождения комплексной географической практики, подготовки курсовых и дипломных работ.

Место проведения практики: Западно-Казахстанская область.

ПРИМЕРНЫЕ МАРШРУТЫ ПРАКТИКИ

Маршрут 1. Район Алебастрового. Этот маршрут примечателен тем, что здесь можно ознакомиться: с характером и строением речной долины р.Урал; деятельностью оврагов; оползневыми процессами; составом горных пород юрского , мелового возраста; четвертичными отложениями; полезными ископаемыми , палеобиологическим материалом

Маршрут 2.Район Меловые горки . Расположен на юге города Уральска Район представляет собой сосредоточение огромных масс мела ,где производится его разработка и добыча. Здесь делается общее описание района по плану, отбираются образцы горных пород и окаменелостей, составляется геологический профиль, составляется сводный геологический разрез по маршруту. .

Маршрут 3. Район левобережья долины реки Урал. Является одним из интереснейших районов для изучения современных геологических процессов:1.геологическая деятельность реки Барбастау.2.геологическая деятельность атмосферных осадков ,деятельность временных водотоков, оврагообразование, формы оврагов, стадии развития оврага, делювий, пролювий, конус выноса, борьба с оврагами.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Применяются следующие виды технологий:

- наглядные полевые методы обучения (лекции- визуализации непосредственно в полевых маршрутах);

- полевая работа (сбор, первичная обработка материалов);

- аудиторная (камеральная) самостоятельная работа под руководством преподавателей (составление профиля и иных графических материалов),

- коллективная подготовка итогового текста отчета по практике.

- Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

- Прохождение учебной практики направлено на освоение следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ,

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

- иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общем землеведении, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЕТА

Введение. Раскрыть цели и задачи практики, обозначить район проведения исследований, сообщить сведения о составе бригады с указанием выполняемой работы каждого члена бригады.

1. Краткий очерк геологического строения региона, описание рельефа и гидрографии

2. Геологическое строение района исследования. Глава включает в себя описание стратиграфии и литологии палеозойских, мезозойских и четвертичных горных пород (с использованием полевых исследований и литературных источников), описывается тектоническое строение региона.

3. Геологическая деятельность экзогенных процессов: рек, подземных вод. В главе приводится описание и зарисовки (фотографии) строения речных долин, описание родников и склоновых процессов.

4. История геологического строения района. Здесь рассматривается палеогеография геологического прошлого на основе анализа стратиграфических разрезов (используя фациальный анализ), изучение ископаемой фауны и флоры и геологической карты.

5. Полезные ископаемые. В данной главе даются сведения об имеющихся и разрабатываемых месторождениях минерального сырья.

Заключение. Подвести итоги и сделать выводы по практике.

Литература

Н.Сеитов Основы геологии-Алматы,2000г

Г.Е.Москалев, А.Г.Таранов Природа Уральской области.- Саратов, 1985

К.А.Ли, В.П.Фомин Краеведение и развитие туризма в Приуралье-Уральск,1995г.

Природа Уральской области и ее охрана –Уральск,1992г.

Природа, Население и Хозяйство Западно-Казахстанской области- Уральск, 1998г.

Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты фонда Западно-

Казахстанской области-Уральск,1998г.

А.Г.Галимов, М.А.Галимов, В.И.Амельченко География Западно-

Казахстанской области-Уральск,2001г.

М.П.Маслов Историческая геология с элементами Палеонтологии-Москва,1967г.

В.И.Бодылевский Малый атлас руководящих ископаемых-Ленинград,1984г.

Приборы и оборудование

Каждая бригада должна иметь следующее необходимое оборудование: Рюкзак. Мешочки для рыхлых и сыпучих образцов Геологические молотки. Геологический компас. Нож. Саперная лопатка. Рулетка (длиной 10 или 20 м). Этикетки. Оберточная бумага. Полевой дневник (блокнот с твердой обложкой). Набор простых и цветных карандашей. Лупа (7-10-ти кратное увеличение). Разбавленная (1:10) соляная кислота.

Отчет по итогам практики оформляется в двух вариантах: письменном и электронном. Члены бригады составляют общий отчет по всем видам выполненных работ, который включает материалы как полевых, так и камеральных работ: журналы, абрисы, ведомости вычислений, схемы ходов, профили и планы.