ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.УТЕМИСОВА

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ

Утверждаю

Декан естественно-

географического факультета

___________А.Б.Ниязбекова

«__»________20__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«5В060900-ГЕОГРАФИЯ»

Уральск, 2014

Методическую рекомендацию по педагогической практике для студентов специальности «5В060900-География» составил: кандидат географических наук, доцент В.И. Амельченко.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «5В060900-ГЕОГРАФИЯ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цели и задачи педагогической практики определяются на основе общих целей воспитания подрастающего поколения, которые стоят перед школой на данном этапе социально-экономического развития нашей страны, целей обучения географии в школе. Они разрабатываются на основе требований современной методической и педагогической науки к комплексу профессионально-педагогических знаний, умений и навыков выпускника педагогического института.

Главная цель педпрактики – овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителя географии и формирование профессиональных черт личности учителя.

Студенты в период педпрактики должны в основном овладеть конструктивной функцией, которая обеспечивается наличием у студента следующих

компетенций:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- самоорганизовать процесс подготовки к урокам;

- готовность планировать и проводить направленные педагогические наблюдения и педагогический эксперимент;

- составлять список необходимой для проведения уроков информации;

- самостоятельно проводить поиск информации, используя различные источники, включая электронные;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и учителями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- переводить один вид информации в другой, широко используя при этом географическую карту, как источник информации, средство обучения и инструмент географического исследования;

- показывать ученикам на собственном примере использование пространственных методов исследования;

- готовность формировать у учеников географическое мышление;

- проводить с учениками географические дебаты, обсуждение и обобщение результатов изучения географических вопросов;

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

умений:

- составлять индивидуальные планы-графики работы, определять и формулировать цели урока – образовательные, воспитывающие, развивающие;

- отбирать учебный материал, подлежащий изучению на уроке, устанавливать правильное взаимоотношение между компонентами географических знаний;

- отбирать методы и средства обучения, адекватные целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям класса;

- прогнозировать возможные трудности усвоения школьниками учебного материала;

- планировать познавательную деятельность учащихся и способы ее организации;

- определить типы и структуру урока;

- составлять тематические и поурочные планы уроков;

- планировать содержание и методы проведения занятий географического кружка, факультативна, различных форм внеклассной работы;

- планировать содержание и методы проведения воспитательной работы, формы ее организации.

Студенты на педпрактике должны овладеть мобилизационной функцией, которая обеспечивается выполнением такого комплекса умений;

- активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать внимание, запоминание, осмысление учебного материала;

- добиваться актуализации имеющихся знаний, формировать новые на базе опорных.

На педпрактике необходимо овладеть организаторской функцией, которая обеспечивается наличием таких умений:

- организовать выполнение намеченного плана урока;

- рационально распределять время между структурными и логическими частями урока, между методами изложения учебного материала практикантом и работой учащихся;

- руководить работой учеников, управлять процессом обучения на всех этапах урока;

- руководить учениками во время экскурсий, на занятиях факультативна, во внеклассной работе.

Педагогическая практика дает возможность студентам овладеть коммуникативной функцией, которая обеспечивается такими умениями:

- устанавливать деловые взаимоотношения с учащимися и между ними, с коллективом школы и с родителями;

- проявлять к ученикам внимание, строгость, сохранять деловой тон, педагогический такт.

Овладение информационной функцией предусматривает владение следующими умениями:

- формировать у учащихся географические знания;

- передавать учебную информацию в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный пути формирования знаний, увязывая ее с предыдущими темами курса географии и осуществляя межпредметные связи;

- использовать разнообразные методы и формы проверки знаний;

- объективно оценивать ответы учащихся и комментировать оценки;

- давать домашние занятия, инструктируя их выполнение.

В период педпрактики студент должен овладеть ориентационной (воспитывающей) функцией, выполнение которой требует наличия следующих умений:

- осуществлять воспитывающее обучение географии.

В период прохождения педпрактики в школе студенты овладевают исследовательской функцией, выполнение которой обеспечивается такими умениями:

- анализировать урок в методическом, обще дидактическом и психологическом аспектах с позиций современных требований соответствующих педагогических наук и с учетом достижений передового опыта работы учителей географии;

- осуществлять самоанализ, теоретически осмысливать опыт работы товарищей, особенно при разборке уроков;

- выводы по самоанализу и анализу уроков товарищей использовать при планировании и проведении последующих уроков, при составлении отчетов по педпрактике;

- собирать, систематизировать, обобщать факты педагогической деятельности в целях выполнения научно-методической работы в период педпрактики.

Одна из важных задач педпрактики – формирование личностных качеств учителя географии, а именно:

- интереса к обучению географии и воспитанию подрастающего поколения;

- умения вести природоохранную и краеведческую работу;

- умения проявлять настойчивость в совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в школе;

- идейной и психологической готовности работать в школе.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Содержание педагогической практики определяется государственной программой. Основные требования ее проведения изложены в программе по педагогической практике и в изданной ранее программе и типовой инструкции по организации и проведению педагогической практики студентов. Общие требования к организации и содержанию педпрактики по географии изложены в инструктивном письме МП.

Программа педагогической практики по географии раскрывает содержание деятельности студентов в школе с учетом целенаправленной подготовки их к выполнению функций педагогической деятельности учителя географии.

Работа студента-практиканта в школе проводится в следующих направлениях:

1. Знакомство со школой, классом, отдельными учениками.

2. Учебная работа по географии.

3. Внеклассная работа по географии.

4. Воспитательная работа (работа классного руководителя).

На педпрактике из всех видов деятельности студентов центральное место занимает учебная работа – проведение уроков по географии. И здесь в процессе обучения школьников формируются и совершествуются умения студентов выполнять практически все остальные функции педагогической деятельности учителя: информационную, ориентационную, развивающую, мобилизационную, организаторскую и коммуникативную.

В педагогическом процессе происходит взаимодействие учителя с учащимися. Учитель мобилизует внимание и волю учащихся на овладение учебным материалом (мобилизационная функция), рационально сочетает фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы, распределяет время урока между его структурными и логическими частями, корректирует ведение урока, регулирует его темп (организаторская функция).

Успех управления процессом обучения во многом зависит от того, насколько правильно учитель установил взаимоотношения с отдельными учащимися и всем классом (коммуникативная функция). Владение студентом этими тремя функциями обеспечивает на уроке готовность школьников к учению, студента к преподаванию, дает возможность учителю-практиканту в соответствии с поставленными целями раскрыть учащимся определенный круг географических знаний (информационная функция), реализовать воспитывающие задачи обучения (ориентационная и развивающая функция).

Отсутствие у студента готовности к выполнению хотя бы одной из названных функций в процессе обучения приводит к тому, что достижение цели урока или внеурочного мероприятия не обеспечивается, даже если они спланированы наилучшим образом.

Наконец, выполняя на практике ту или иную работу, студент интегрированно использует географические, психолого-педагогические, методические, общественно-политические и другие знания и умения. Руководители практики учат студентов анализировать все свои действия с позиций научной географии, психологии, педагогики, методики географии и делать соответствующие выводы. Во время педагогической практики студенты анализируют не только собственные действия, но и действия товарищей и учителей и на основе полученных выводов корректируют свою дальнейшую педагогическую деятельность. Кроме того, практикант проводит научно-методическую работу, выполняя тем самым исследовательскую функцию.

На данном этапе развития психолого-педагогических наук невозможно полностью вычленить и заложить в программу педпрактики комплекс профессиональных знаний, умений, качеств личности, который должен сформироваться именно на педагогической практике, точно установить объем знаний и умений, который должен быть освоен в ходе педпрактики.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДПРАКТИКИ

Задачи педпрактики Обучить студентов ответственно и более самостоятельно выполнять учебно-воспитательную работу в школе с учащимися во всем многообразии ее содержания, методов и форм: проводить учебно-воспитательную работу на высоком теоретическом и методическом уровне. В результате студент должен обновить и обогатить знания, умения и опыт, которыми овладел на предыдущей практике и прочно усвоить основной круг знаний и умений, необходимых для выполнения функций педагогической деятельности учителя географии.

Содержание работы студентов в период педпрактики. Общее знакомство со школой (если практика проходит в другой школе) и классом. Изучение класса, к которому студент прикрепляется для проведения уроков и выполнения работы классного руководителя. Беседа с классным руководителем и учителями, беседы с отдельными учени ками, ученическим активом. Изучение документации, посещение и анализ уроков учителей, посещение классного собрания или беседы.

Изучение опыта преподавания географии в школе и в классе, к которому прикреплен студент и подготовка к учебно-воспитательной работе по предмету. Изучение планов работы учителя, посещение и анализ уроков географии, знакомство с материалами кабинета, с условиями их хранения.

Учебно-воспитательная работа по географии. Разработка с помощью учителя и методиста конспектов первых уроков по географии на основе изучения соответствующих параграфов и необходимых методических материалов школьного учебника, методических пособий, средств обучения, теоретического географического материала и с учетом психологических особенностей класса. Подбор и изготовление необходимых для урока средств обучения и дидактических материалов. Самостоятельная разработка последующих конспектов и планов уроков.

Проведение уроков экономической и физической географии на высоком идейно-теоретическом уровне и научно-методическом уровне.

Посещение и анализ уроков товарищей по практике; использование результатов анализа и самоанализа для совершенствования последующих своих уроков.

Внеклассная работа по географии. Студент самостоятельно составляет методическую разработку и приводит один из видов внеклассной работы по географии. Если в школе ведется факультатив – проводит занятие факультатива.

Работа по классному руководству. В отличие от практики 111 курса студенты проводят воспитательную работу с учениками более старшего возраста. Функции педагогической деятельности классного руководителя студент выполняет более самостоятельно.

Формы воспитательной работы различны: политинформация, теоретические конференции, собрания, беседы, встречи, спортивные соревнования, походы.

Работа с родителями. Индивидуальные работы с родителями. Выступления на классных родительских собраниях по политическим, научно-географическим, педагогическим проблемам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Реализация задач и программы педпрактики зависит от четкости ее организации. Квалифицированное руководство практикой, сознательной, творческое и заинтересованное отношение к ней студентов, напряженная трудовая деятельность практиканта в школе, полная отдача сил, добросовестность - надежный залог успеха этого важного этапа формирования учителя географии.

В организации и проведении педагогической практики выделяют три этапа: подготовительный, непосредственное проведение педагогической практики в школе и заключительный. Рассмотрим особенности каждого из них.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В этот период особенно велика роль организационной работы факультетских руководителей практики. Эта работа осуществляется в двух направлениях: первое – подбор школ и подготовка руководителей практики, второе – подготовка студентов к практике.

I. Подбор школ и подготовка руководителей практики.

В настоящее время географо-биологические и другие факультеты педвузов, как правило, имеют базовые школы, в которых студенты постоянно проходят педпрактику. Имеется опыт, когда группа приходит в базовую школу на общественно-педагогическую практику и далее возвращается в эту же школу на все последующие практики.

Базовые школы – это лучшие школы города и области, в которых сформировалась определенная педагогическая система обучения, где работают высококвалифицированные учителя географии, где имеются наиболее благоприятные условия для формирования у студентов профессионально-педагогических знаний и умений: кабинет географии, комплект средств обучения, географическая площадка.

Институт руководит педагогической практикой студентов в тесном содружестве с администрацией, учителями географии.

Методисты-географы, являющиеся факультетскими и групповыми руководителями практики, проводят беседы с педагогическими коллективами школ. Цель таких бесед следующая: во-первых, разъяснение задач педпрактики, создание в коллективе хорошего психологического настроения, готовность работать со студентами: во-вторых, введение учителей и классных руководителей в круг современных психолого-педагогических и методических проблем, с тем чтобы педагогический коллектив предъявлял максимально высокое, на современном уровне развития этих наук требования к формирующемуся учителю.

2. Подготовка студентов к педпрактике. Проведение установочной конференции.

Установочная конференция является завершающим этапом подготовительного периода в организации педагогической практики. Главная ее цель – ввести студентов в круг методических проблем, решаемых школой, ознакомить их с условиями работы учителя, с содержанием предстоящей практики, с формами отчетности, которые позволяют подвести итоги педпрактики курса.

Установочная конференция начинается выступлением факультетского руководителя практики. Суть его выступления сводится к следующему:

- постановка, перед студентами задач педпрактики исходя из ее программы, «инструктивного письма» по организации и содержанию практики студентов педагогических институтов по географии, состояния обучения географии в школе в данный период:

- сообщение о плане проведения педпрактики, объеме и содержании работы студентов – учебной, внеклассной, воспитательной, научно-методической, о документации и формах отчетности, об обязанностях студентов в период педпрактики:

- информация об особенностях преподавания географии в текущем учебном году.

В помещении, где проводится установочная конференция, организуют выставку лучших наглядных пособий, изготовленных студентами прошлых курсов.

Преподаватель ответственный за выставку, анализирует пособия, дает рекомендации студентам по изготовлению самодельных пособий и дидактических материалов к урокам, указания по их оформлению для представления на итоговую конференцию по педпрактике.

Ведущие специалисты по географии или методике ее преподавания читают одну-две лекции по наиболее сложным вопросам географии, изучаемым в школе в период педпрактики.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ.

Организацией этого периода определяется успех педпрактики. Задача студентов – приложить максимум усилий, старания, творчества, инициативы в целях собственного обогащения тем комплексом профессиональных знаний и умений, которым можно овладеть только на педагогической практике.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ПРАКТИКИ

Первую неделю учебно-методической практики принято называть неделей пассивной или ознакомительной практики, поскольку в этот период студенты знакомятся со школой, с работой общественных учений организаций, классами, к которым они прикрепляются для выполнения учебно-воспитательной работы, с постановкой преподавания в школе, с кабинетом географии и с внеклассной работой учителя географии и классного руководителя.

Содержание работы студентов в первую неделю практики:

а) ознакомление со школой в ходе бесед;

- ознакомление со школой в ходе бесед;

- с администрацией школы;

б) ознакомление с классами, к которым студенты прикреплены с первого дня практики:

- посещение уроков в целях ознакомления с методикой преподавания различных предметов и изучение учащихся класса;

- беседы с отдельными учениками и ученическим активом;

- изучение документации класса и отдельных учеников (классного журнала, личных дел, дневников и др.);в)

в) ознакомление с системой работы учителя географии:

- посещение уроков географии;

- беседа с учителем географии по данному им уроку;

- ознакомление с тематическим планированием и с отдельными планами уроков;

- изучение кабинета географии;

- изучение плана внеклассной работы учителя географии;

г) ознакомление с работой классного руководителя:

- наблюдение за работой классного руководителя, за его взаимоотношениями с учениками;

- посещение внеклассных мероприятий воспитательного характера;

- изучение плана воспитательной работы классного руководителя.

Кроме того, в первую неделю педпрактики каждый студент на основе работы учителя географии и классного руководителя и с учетом своих планов разрабатывает собственные планы работы на весь период практики;

- план воспитательной работы;

-тематический план уроков;

- план внеклассной работы по географии;

- план научно-методической работы;

- индивидуальный план работы.

Помимо названных планов, которые переписываются в дневник студента, каждому практиканту необходимо иметь тетради для записей планов-конспектов уроков, методических разработок или тезисов внеклассных мероприятий по предмету, беседы классного руководителя и др. Необходимо также иметь тетрадь для ведения индивидуального дневника по педпрактике.

ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТА

Дневник работы студента на период педпрактики – это документ, который должен наглядно отражать как систему учебно-воспитательной и научно-методической работы каждого студента, так и систему организационной, научно-методической и управленческой деятельности руководителей практики.

В дневнике имеются конструктивные материалы и памятки студентам по каждой практике, выделены рубрики и графы, в соответствии с которыми должны вестись записи на протяжении всех педагогических практик.

На первой странице дневника студент записывает номер и адрес школы, класс, фамилию, имя, отчество директора школы, организатора внеклассной и внешкольной работы учителя географии.

На второй странице дневника записывает расписание уроков по географии. На третьей странице дневника составляют план-схему кабинета географии или класс, где проходят уроки географии.

На пятой, шестой, седьмой и восьмой страницах помещают план работы на весь период педпрактики.

План работы на первую неделю студент заполняет совместно с руководителем практики. Планы на следующие недели студенты составляют самостоятельно.

Оставшуюся часть дневника студент использует для ежедневных записей и необходимых установок, даваемых руководителями по ходу практик. Студент анализирует эти записи, делает выводы и использует для совершенствования своей педагогической деятельности при выполнении заданий по научно-методической теме по психологии, педагогике, школьной гигиене, по курсовой и дипломной работе с психолого-педагогической тематикой, а также для написания отчета по педпрактике.

Эти записи использует и руководитель педпрактики, поскольку они служат существенным дополнением к непосредственному наблюдению руководителя за студентом в учебном процессе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ НЕДЕЛИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

РАБОТА СТУДЕНТОВ. Оставшиеся пять недель практики на третьем курсе и семь недель на 1У курсе практиканты активно участвуют в учебно-воспитательном процессе в соответствии с намеченным планом:

- дают уроки в своем классе;

- посещают уроки товарищей;

- участвуют в уроках практикантов;

- помогают учителю в оформлении географического кабинета;

- проводят внеклассную работу по географии;

- выполняют работу помощника классного руководителя;

- посещают наиболее значительные внеклассные и воспитательные мероприятия, проводимые товарищами, и участвуют в их анализе;

- участвуют в производственных совещаниях и семинарах, организуемых руководителями практики;

- готовят конспекты уроков, наглядные пособия и дидактические материалы к урокам;

- получают индивидуальные и групповые консультации;

- назначенный в самом начале практики староста группы следит за посещаемостью студентами школы и всех учебно-вспомогательных мероприятий, за четкостью выполнения каждым студентом необходимого объема работы, выполняют различные поручения руководителей практики.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ РАБОТА

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ

Групповой руководитель практики обеспечивает встречу студентов с членами педагогического коллектива школы, имеющими отношение к организации и руководству педпрактикой студентов, следит за тем, чтобы:

- все задачи педпрактики в условиях данной школы были четко сформулированы и студенты были нацелены на активную работу в школе;

- помогает школьным руководителям практики распределить студентов по классам с учетом индивидуальных особенностей и классов, и студентов;

помогает студентам составить планы работы на первую неделю и на весь период практики.

Групповой руководитель практики направляет и контролирует ход всей практики. Развивает у каждого студента чувство ответственности за выполнение задач, стоящих перед группой в целом и конкретно перед ним самим.

Групповой руководитель практики должен иметь ввиду, что перед ним – коллектив студентов, имеющих разные способности, по разному подготовленных и относящихся к своей будущей профессии с одинаковым уровнем сознательности и дисциплинированности. Поэтому индивидуальный подход к студентам должен проявляться во всех видах деятельности руководителя практики: - при проверке выполнения студентами их планов работы, а также ведения дневника; в дневниках фиксировать замечания и предложения по совершенствованию того или другого вида учебно-воспитательной деятельности студента;

- при проверке планов-конспектов уроков;

- при анализе посещенных уроков и внеклассных мероприятий по предмету;

- при проведении консультаций и др.

Индивидуальный подход позволяет усложнить предлагаемые практиканту педагогические задачи и, таким образом, направлять развитие самостоятельности, активности, творчества, профессионального мастерства каждого студента.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ. Проводит групповой руководитель практики или администрация школы. Их цель – подробное ознакомление студентов с постановкой и решением школой актуальных учебно-воспитательных и научно-методических проблем.

НАУЧНЫЕ СЕМИНАРЫ. Организует групповой руководитель практики. Их цель – формирование творческого учителя, способного теоретически осмысливать и оценивать результаты своего педагогического труда. Работая в семинаре студенты тренируются в анализе разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, в решении различных учебных задач и проблем. Работа семинара состоит в том, что студентам предлагают определенные задания, требующие соответствующей разработки плана урока и его реализации.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Подведение итогов – важный этап педагогической практики – проводится на двух уровнях: 1). Обобщение результатов работы студенческой группы в школе, где проходила педпрактика; 2) обобщение результатов педпрактики курса в целом на итоговой конференции в институте.

ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ШКОЛЕ. Проводится групповым руководителем практики совместно с администрацией школы, учителем географии и классным руководителем. Студенты отчитываются о проделанной работе, отмечая свои успехи и недостатки; представители школы и групповой руководитель дают оценку работе каждого студента и группы в целом.

ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ. Обобщение результатов этой конференции дает возможность сделать общие выводы по итогам педпрактики всего курса.

Центральное место на итоговой конференции занимают доклады студентов по научно-методической проблеме, предложенной кафедрами (или методистами факультета) данному курсу.

На установочной конференции каждая группа студентов получила определенное задание по проблеме и теперь отчитывается о проделанной работе.

Завершается конференция выступлениями ответственных за педагогическую практику курса преподавателей кафедр педагогики, психологии, школьной гигиены и обобщающим докладом факультетского руководителя практики – методиста-географа.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

ОТЧЕТЫ СТУДЕНТОВ.

Педагогическая наука выдвигает определенные требования к формированию профессионально-педагогических знаний, умений и качеств личности учителя в период педпрактики, наличие которых по возможности должно быть зафиксировано в отчетах.

С учетом названных требований выделяют следующие виды отчетности каждого студента по педпрактике:

1. отчет об учебно-воспитательной работе;

2. анализ одного из посещенных уроков студента группы;

3. план-конспект одного урока по географии;

4. методическая разработка одного внеклассного мероприятия по географии;

5. самодельное наглядное пособие, использованное на уроке;

6. дневник.

Первые два документа дают возможность руководителям практики судить о степени подготовленности студента к выполнению исследовательской функции, следующие три – о наличии у студента конструктивных умений.

ОТЧЕТ ГРУППОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДПРАКТИКИ

Групповой руководитель практики оформляет и сдает на факультет статистический отчет по итогам педпрактики группы, в целом составленный на основе индивидуальных, обработанный и объединенный старостой группы в сводную таблицу.

Лучшие отчеты студентов, конспекты и анализы уроков, методические разработки внеклассных мероприятий передают в кабинет географии факультета в целях его пополнения учебно-методическими материалами по педагогической практике.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ЕГО АНАЛИЗ

Научиться анализировать уроки – свои и товарищей – одна из важных и довольно трудных задач педпрактики. Обучаться анализу урока студент начинает на лабораторных занятиях по методике обучения географии в институте. Умение анализировать урок – залог успешного овладения методическим мастерством, накопления педагогического опыта, целенаправленной работы над дальнейшим повышением качества своих уроков. Анализ урока позволяет увидеть, что из намеченного планом ранее, удалось выполнить, а что не получилось, какие недочеты обнаружились при практической реализации плана урока.

При анализе любого урока нужно обращать внимание не только на реализацию общепедагогических требований к уроку, но и учитывать содержание географии как учебного предмета.

Существенный недостаток некоторых уроков географии – менее глубокая, чем необходимо, работа с картой. При анализе урока нужно принимать во внимание деятельность не только учителя, но и школьников, рассматривая их работу во взаимосвязи. Это наиболее сложная часть анализа.

Осмысливая и оценивая собственный урок, студент может поставить перед собой ряд вопросов, например: достаточно ли рациональна организация учебного процесса? Обеспечено ли на уроке обучение рациональным приемам учения? Насколько правильно, глубоко и полно учащиеся читают карту? Что из использованного на уроке наиболее способствовало развитию мышления учащихся? Их воспитанию? Заинтересовал ли учащихся урок? И т.п.

Для практиканта существенное значение имеет анализ способов организации урока, поддержания дисциплины, устойчивого внимания.

Вместе с тем мало проанализировать свой урок. В ходе последующей работы надо научиться исправлять выявленные недостатки, закреплять методические находки, индивидуальный подчерк и другие положительные стороны урока.

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ

УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПРАКТИКАНТАМИ

Успешному проведению в значительной мере способствует знание и учет студентами типичных трудностей и недостатков, которые возникают в ходе педагогической практики той или иной группы студентов. Такие недостатки вполне естественны. Студенты, особенно в начальный период практики в школе, недостаточно работают с картой, что можно объяснить неумением держать в поле зрения одновременно и карту, и содержание учебного материала из учебника.

Организуя изучения нового материала, практиканты часто предлагают учащимся сравнительно несложные вопросы, хотя возможности учащихся значительно больше.

На большинстве уроков можно увеличить объем работы с текстом учебника, чаще использовать классную доску, особенно в курсах экономической географии.

Затруднения и недостатки, связанные с обучением школьников приемами учебной работы, распространены не только на уроках студентов, но и в практике работы учителей географии. Значительные трудности у студентов вызывает проверка знаний и умений учащихся. Часть ошибок в ответах учащихся не замечают, и они остаются не исправленными. Недостаточно требуют от школьников сопровождения ответа показаом по карте. Дополнительные вопросы порой элементарны, не учитывают познавательных возможностей школьников. В результате недооценивается обучающая функция проверки знаний и умений учащихся.

Некоторые трудности студентов на практике являются результатом их неумения осмыслить содержание школьной географии с позиций вузовских курсов, переработать знания, приобретенные в различных курсах вузовской географии с учетом условий школьного обучения.

Стоит подчеркнуть, что перечисленные выше недостатки вполне преодолимы в ходе педпрактики.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ

Средняя общеобразовательная школа предъявляет спрос на учителя высокой квалификации, учителя, который способен сам работать творчески и развивать творческие способности учащихся.

Педагогического творчества требует от учителя и современная школьная программа по географии. Материал этой программы глубоко научный и достаточно сложный. Раскрыть его на уроке доходчиво и интересно для учеников, организовать активную самостоятельную работу учащихся может только учитель, творчески подходящий к руководству учебным процессом, к отбору содержания и методов обучения. Кроме того, программа по всем курсам школьной географии предусматривает выполнение учащимися большого числа практических и самостоятельных работ, в том числе творческих.

Творческий подход к педагогической деятельности – не только требование жизни, творческая деятельность необходима самому учителю. Способность к педагогическому творчеству формируется при общении со школьниками. Поэтому наилучшие условия для развития творческих и профессиональных способностей будущего учителя создаются именно на педпрактике.

Учитывая весь комплекс деятельности студентов в период педпрактики, можно выделить два основных направления в их исследовательской работе: первое – конструирование учебного процесса и его проведение, наблюдение и анализ педагогической деятельности как органическая часть учебной работы; второе – непосредственная научно-исследовательская работа как специально организованная деятельность студентов.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПРАКТИКАНТОВ С ОПЫТОМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

И МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

В опыте работы учителя географии особенно важно увидеть определенную педагогическую систему. Известно, что в процессе обучения и воспитания учащихся у каждого учителя географии накапливается значительный опыт, который выражается в разнообразных психолого-педагогических и географических знаниях и умениях. Их сочетание вместе с личностными качествами учителя (идейная зрелость, педагогическое мастерство, отношение к детям и др.).

Знакомясь с педагогической системой, полезно оценить ее сильные стороны, выявить соответствие определенным теоретическим установкам педагогического и географо-методического содержания.

Изучение опыта работы учителя географии включает и ознакомление с организацией его самообразования, направленного на повышение деловой квалификации. Ведь постоянное повышение педагогической квалификации – это профессиональный долг и обязанность каждого учителя.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВВОДНОЙ БЕСЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ

СО СТУДЕНТАМИ-ПРАКТИКАНТАМИ

- Общее ознакомление практикантов со школой.

- Краткая характеристика учебно-воспитательной работы: характеристика классов, в которых студенты будут проходить практику, пути повышения успеваемости школы (классов).

- Основные направления воспитательной работы: комплексный подход к воспитанию, трудовое воспитание школьников, профориентация, общественно-полезная работа.

- Главная методическая проблема школы: работа педсовета, школьных методических объединений: передовой опыт учителей по методике обучения географии, возможные пути передачи опыта студентам.

- Работа школы и учителей с родителями: функции родительского комитета.

- Деятельность школьной библиотеки.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ-ПРАКТИКАНТАМИ

- Характеризует класс и отдельных учеников, требующих наибольшего внимания.

- Знакомит студентов с планом воспитательной работы.

- Помогает студентам составить индивидуальный план воспитательной работы на основе собственного плана с учетом требований, предъявляемых кафедрой педагогики, утверждает этот план.

- Помогает студентам в подготовке и проведении мероприятий воспитательного характера, анализирует и оценивает их.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

СО СТУДЕНТАМИ-ПРАКТИКАНТАМИ

- Знакомит с тематическим планированием, с принятой им формой составления поурочного плана.

- Знакомит студентов с кабинетом географии, его оборудованием.

- Распределяет между студентами задания по оформлению кабинета, по изготовлению наглядных пособий и дидактических материалов к урокам.

- Консультирует студентов по разрабатываемым ими темам уроков, проверяет конспекты и планы уроков.

- Присутствует на уроках студентов, участвует в анализе этих уроков.

- Помогает студентам составить и реализовать план внеклассной работы по географии.

- Присутствует на зачетных внеклассных мероприятиях, анализирует и оценивает их.

СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ЗА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ

1. В разработке и проведении каких уроков (класс, тема) чувствовалась недостаточность вашей теоретической подготовки (географической, методической, педагогической)?

2. Какие трудности встречались при:

- отборе материала на урок;

- формулировании целей урока;

- написании конспекта урока;

- использовании отдельных методов и средств обучения;

- осуществлении воспитывающего и развивающего обучения;

- использовании краеведческого т современного материала;

- организации самостоятельной работы учащихся;

- проведении уроков разных типов и организации работы учащихся на разных этапах комбинированного урока;

- проведение внеклассной работы по географии;

- сборе материала для доклада по научно-методической проблеме для курсовой и дипломной работы?

3. В чем причины трудностей при выполнении учебно-воспитательной работы по географии?

4. Выводы и предложения по организации педагогической практики, по совершенствованию географической, психолого-педагогической, методической подготовки студентов на факультете.

СХЕМА СТАТИСТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА ПО ГЕОГРАФИИ

ЗА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ

Первые шесть граф отчета заполняет староста группы совместно с практикантами, остальные десять – групповой руководитель практики.

ГРАФЫ, ЗАПОЛНЯЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ:

1. Фамилия, имя, отчество студента.

2. Количество проведенных уроков по географии (в том числе с использованием ТСО).

3. Количество посещенных уроков по географии у студентов.

4. Количество и названия изготовленных наглядных пособий.

5. Количество и перечень тем, проведенных внеклассных мероприятий.

6. Количество и перечень тем бесед по воспитанию учащихся.

ГРАФЫ, ЗАПОЛНЯЕМЫЕ ГРУППОВЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

ПРАКТИКИ:

7. Оценка за уроки географии.

8. Оценка за внеклассную работу по географии.

9. Оценка за воспитательную работу.

10. Оценки за отчетность студентов (общий отчет за педпрактику по географии).

11. Общая оценка за педпрактику по географии каждому студенту группы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЕТА ГРУППОВОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА-ГЕОГРАФА

1. Общее мнение об отношении студентов к педпрактике.

2. Анализ учебной работы. В каких классах и по каким разделам школьной программы по географии студенты давали уроки.

3. Анализ внеклассной работы по географии. Основные мероприятия, проведенные студентами, их эффективность и воспитательное значение.

4. Заключение. Общие выводы о подготовленности студентов к выполнению конструктивной, организаторской, мобилизационной, коммуникативной, информационной, ориентационной, развивающей функций.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ

ПРАКТИКИ ФАКУЛЬТЕТА

1. Общая оценка итогов педпрактики курса:

- мнение коллективов школ и групповых руководителей об отношении студентов к педпрактике, о подготовленности студентов к учебно-воспитательной работе в школе, избранной профессии. Выводы отдельных студентов о том, что дала им педпрактика;

- выводы об общих итогах практики в сравнении с результатами в предыдущие годы..

2. Достижение курсом задач, сформулированных на установочной конференции по педпрактике:

- планирование учебно-воспитательной работы. Выводы о подготовленности студентов к выполнению конструктивной функции учителя географии;

- выполнение студентами планов учебной работы. Анализ качества проводимых уроков;

- выполнение планов внеклассной работы по географии.

3. Общие выводы о подготовленности студентов к выполнению следующих функций учителя географии: организаторской, мобилизационной, коммуникативной, информационной, ориентационной, развивающей, исследовательской.

4. Оценка личностных качество студентов.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

ГРУППОВЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПО ГЕОГРАФИИ

1. Отношение студента к обязанностям практиканта: дисциплинированность, добросовестность, активность.

2. Качество учебной, воспитательной, внеклассной работы по предмету: знания предмета, владения методами обучения и воспитания, умение организовать ученический коллектив и руководить познавательной деятельностью школьников.

3. Качество личности будущего учителя географии: идейная зрелость, педагогическая и географическая эрудиция, любовь к детям, интерес к предмету преподавания и к педагогическому труду.

4. Вывод о подготовленности студента к работе в качестве учителя географии – воспитателя.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

По балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

Критерии

оценка

 

Отлично

А

4

95-100

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- самоорганизовать процесс подготовки к урокам;

- готовность планировать и проводить направленные педагогические наблюдения и педагогический эксперимент;

- составлять список необходимой для проведения уроков информации;

- самостоятельно проводить поиск информации, используя различные источники, включая электронные;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и учителями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- переводить один вид информации в другой, широко используя при этом географическую карту, как источник информации, средство обучения и инструмент географического исследования;

- показывать ученикам на собственном примере использование пространственных методов исследования;

- готовность формировать у учеников географическое мышление;

- проводить с учениками географические дебаты, обсуждение и обобщение результатов изучения географических вопросов;

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

Отличная ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме урока; умеет самостоятельно разработать конспект урока и организовать в целом урок по географии, проблемное построение обучения, работа с дидактическим материалом различного содержания и наглядными пособиями, использование краеведческого материала, связь с современностью,, проводит занятие на высоком научно-методическом уровне, связывает с предыдущим материалом и осуществляет межпредметные связи. Время на уроке использует эффективно.

Все виды работы на уроке организуются четко, свободно применяет различные методы и методические приемы обучения в сочетании с проведением самостоятельной работы, практических занятий и т.д. Целенаправленно формирует у учеников способности производить различные приемы обучения учеников, владеет методами мыслительных операций (анализ. сравнение, обобщение, комментирование и др.). Уместно используются наглядные пособия. Правильно отбирается материал для повторения и проверки знаний учеников. Свободно владеет классом: устанавливает контакт, создает рабочее настроение, вызывает интерес учеников к уроку.

Студент-практикант проводит глубокий, всесторонний, методический и психолого-педагогический анализ своих уроков и уроков товарищей.

А-

3,67

90-94

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- самоорганизовать процесс подготовки к урокам;

- составлять список необходимой для проведения учебных занятий информации;

- самостоятельно проводить поиск информации, используя различные источники, включая электронные;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и учителями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- переводить один вид информации в другой, широко используя при этом географическую карту, как источник информации, средство обучения и инструмент географического исследования;

- показывать ученикам на собственном примере использование пространственных методов исследования;

- проводить с учениками географические дебаты, обсуждение и обобщение результатов изучения географических вопросов;

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

Отличная ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом ; умеет самостоятельно разработать конспект уроков и организовать в целом урок по географии, проблемное построение объяснения, работа с дидактическим материалом различного содержания и наглядными пособиями, использование краеведческого материала, связь с современностью,, проводит уроки на высоком научно-методическом уровне, связывает с предыдущим материалом и осуществляет межпредметные связи. Время урока использует эффективно.

Все виды работы уроке организуются четко. Целенаправленно формирует у учеников способности производить различные приемы работы. Уместно используются наглядные пособия. Правильно отбирается материал для повторения и проверки знаний учеников. Свободно владеет классом: устанавливает контакт, создает рабочее настроение, вызывает интерес учеников к уроку.

Студент-практикант проводит всесторонний, методический и психолого-педагогический анализ своих уроков и уроков товарищей.

Хорошо

В+

3,33

85-89

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- самоорганизовать процесс подготовки к урокам;

- составлять список необходимой для проведения уроков информации;

- самостоятельно проводить поиск информации, используя различные источники, включая электронные;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и учителями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- показывать ученикам на собственном примере использование пространственных методов исследования;

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

При подготовке к урокам студент-практикант обнаружил знания специальной, методической и психолого-педагогической литературы. Умеет самостоятельно разработать конспект урока в конце педпрактики и с незначительной помощью методиста или преподавателя в начале. При составлении конспекта урока по географии проявил умение правильно отбирать учебный материал согласно цели занятия, планировать структуру занятия и правильно выбирать методы обучения учеников с учетом специфики конкретной темы, а также уровня подготовленности учеников. Правильно подбирает наглядные пособия. Студент проводит уроки на высоком научно-методическом уровне, при этом допускает некоторые методические неточности или испытывает затруднения в организации и руководстве самостоятельной работы учеников в проведении практических занятий, но эти недостатки не ведут к нарушению хода процесса обучения.

В

3

80-84

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- составлять список необходимой для проведения уроков информации;

- самостоятельно проводить поиск информации, используя различные источники, включая электронные;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и учителями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

При подготовке к урокам студент-практикант обнаружил знания специальной, методической и психолого-педагогической литературы. Умеет разработать конспект урока с незначительной помощью методиста или преподавателя. При составлении конспекта урока по географии проявил умение правильно отбирать учебный материал согласно цели занятия, планировать структуру урока и правильно выбирать методы обучения учеников. Студент проводит занятия на относительно высоком научно-методическом уровне, при этом допускает некоторые методические неточности или испытывает затруднения в организации и руководстве самостоятельной работы учеников в проведении практических занятий, но эти недостатки не ведут к нарушению хода процесса обучения.

В-

2,67

75-79

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- составлять список необходимой для проведения учебных занятий информации;

- готовность вступать в бесконфликтные контакты с учениками, их родителями и преподавателями;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

При подготовке к урокам студент-практикант обнаружил знания специальной, методической литературы. Умеет разработать конспект урока с помощью методиста или преподавателя. При составлении конспекта урока по географии проявил умение правильно отбирать учебный материал согласно цели занятия, планировать структуру. Правильно подбирает наглядные пособия. Студент проводит уроки на хорошем научно-методическом уровне, при этом допускает некоторые методические неточности или испытывает затруднения в организации и руководстве самостоятельной работы учеников в проведении практических занятий, но эти недостатки не ведут к существенному нарушению хода процесса обучения.

Удовлетво

рительно

С+

С

2,33

2

65-69

70-74

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции:

- проводить во время уроков картографическое обобщение изученного материала (письменная коммуникативная компетентность);

Студент-практикант обнаружил удовлетворительные знания специальной, методической и психолого-педагогической литературы. Конспекты уроков разрабатывает лишь со значительной помощью преподавателя и методиста. Студент-практикант не проявляет инициативы в подборе и изготовлении наглядных пособий, презентаций. При проведении занятия студент-практикант допускает неточности в фактическом материале. При использовании некоторых методов испытывает затруднения Слабо руководит работой по формированию у учеников методов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение. комментирование и др.). С классом контакт устанавливается не всегда. Анализ уроков делает схематично.

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

-готовность организовать учебный процесс;

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

- специальные компетенции: -

Студент-практикант обнаружил удовлетворительные знания специальной, методической литературы. Конспекты уроков разрабатывает лишь со значительной помощью преподавателя и методиста. Затрудняется в определении цели урока и его связи с предыдущим и последующим материалом При проведении уроков студент-практикант допускает неточности в фактическом материале, методами преподавания владеет посредственно. При использовании некоторых методов испытывает затруднения и в ряде случаев допускает методические ошибки. Слабо руководит работой по формированию у учеников методов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, комментирование и др.). Средства наглядности использует не полностью, с классом контакт устанавливается не всегда. Анализ занятий делает схематично.

 

С-

1,67

60-64

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные:

- письменно оформлять конспекты уроков, методические разработки к практическим занятиям, отчёты по итогам выполненной педагогической работы;

специальные компетенции: -

Студент-практикант обнаружил удовлетворительные знания специальной литературы. Конспекты уроков разрабатывает лишь со значительной помощью преподавателя и методиста. Затрудняется в определении цели урока и его связи с предыдущим и последующим материалом. Студент-практикант не проявляет инициативы в подборе и изготовлении наглядных пособий, презентаций. При проведении занятия магистрант-практикант допускает неточности в фактическом материале, методами преподавания владеет посредственно. При использовании некоторых методов испытывает затруднения и в ряде случаев допускает методические ошибки, ведущие к нарушению отдельных этапов процесса обучения (последовательность изложения, установление причинно-следственных связей и др.). Слабо руководит работой по формированию у учеников методов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение. комментирование и др.). Средства наглядности использует не полностью, с классом контакт устанавливается не всегда. Анализ уроков делает очень схематично.

Неудовлетво

рительно

D+

1,33

55-59

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные: -

- специальные компетенции: -

Студент - практикант имеет пробелы в знаниях по основам наук. Не может самостоятельно подготовить необходимые наглядные пособия. При проведении урока студент допускает ошибки в фактическом материале, или новый материал излагает непоследовательно. Практикант слабо владеет методами преподавания и не может организовать класс на работу. Анализ занятий краткий и схематичный.

D

F

1

0

50-54

0-49

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные: -

- специальные компетенции: -

Студент - практикант имеет пробелы в знаниях по основам наук, слабо ориентируется в литературе. Не может самостоятельно составить конспект урока и подготовить необходимые наглядные пособия. При проведении урока студент допускает грубые ошибки в фактическом материале, или новый материал излагает непоследовательно, не понятно для студентов. Практикант слабо владеет методами преподавания и не может организовать класс на работу. Анализ уроков краткий и схематичный.

Сформированы следующие компетенции:

- профессиональные: -

- специальные компетенции: -

Студент - практикант имеет серьезные пробелы в знаниях по основам наук, слабо ориентируется в литературе. Не может самостоятельно составить конспект урока и подготовить необходимые наглядные пособия. При проведении урока студент допускает грубые ошибки в фактическом материале, или новый материал излагает непоследовательно, не понятно для студентов. Практикант слабо владеет методами преподавания и не может организовать класс на работу. Анализ занятий краткий и схематичный. У студента не сформировались основные профессиональные и специальные компетенции.